Иерей Александр Усатов. «О СЛОВЕ БОЖИЕМ В ТВОРЕНИЯХ МИТРОПОЛИТА СУРОЖСКОГО АНТОНИЯ»

800х500

Иерей Александр Усатов

 

Митрополит Сурожский Антоний. Как часто с любовью вспоминается это имя людьми, лишь недавно вставшими на путь реального воцерковления, решившимися не называться, а быть христианами, услышать Бога и ответить на Его любовь.

Все они, обращаясь к наследию владыки Антония, находили образец честного отношения к себе и к своей вере, причем образец этот был не из далеких времен христианской древности, а в жизни нашего современника, служившего Богу на Западе, в условиях главенства секулярного мира, навязывающего отнюдь не христианские ценности.

Сегодня все мы живем в этом секулярном и, можно сказать, языческом мире, где понятие веры во Христа является скорее бесплатным приложением к образу жизни современного человека, который, по слову русского философа Ивана Ильина, преследует одновременно различные цели и служит, одновременно разным «богам»[1].

Именно такой  внутренне разделенный человек (а таковым может быть как неофит, так и церковный человек со значительным «стажем» жизни на приходе) в творениях вл.Антония призывается встать на трудный, но благодатный путь борьбы с неискренностью и самообманом, на путь реальной жизни под водительством не собственных мечтаний, а Духа Святого. Иными словами — на путь спасения.

Миссионерская значимость творений вл.Антония определяется особым живым слогом, чуждым высокопарных и далеких от жизни рассуждений, что почти сразу ставит человека перед выбором предстояния Богу Живому или следования удобным, но мертвым схемам внешнего благочестия, на путях которого нет Христа. Митр. Антоний Сурожский позволяет нам по-новому осмыслить такие, казалось бы,  простые понятия, как покаяние, смирение и послушание. Каждого из нас он призывает по-настоящему научиться слушать и слышать Бога, и иметь мужество следовать услышанному.

Конечно, голос Божий мы можем услышать и в вещаниях собственной совести, и в творениях святых отцов, в проникновенных словах старцев. Однако именно в Свщ. Писании Господь ясно дает слышать Себя и призывает каждого из нас к Себе.

Наше время, несмотря на очевидное внешнее распространение Православия и даже некоторой моды на него, характеризуется поразительным невежеством в отношении Свщ.Писания среди абсолютного большинства православных христиан. Именно поэтому трезвое и пленяющее искренностью слово вл.Антония помогает нам вернуться к истинно отеческому отношению православного христианина к этой Книге книг. Проповеди вл.Антония помогают нам увидеть значимость Свщ. Писание, пути подготовки к его чтению, а главное – к реализации его в собственной жизни.

 

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ

Вл.Антоний вслед за блаж. Иеронимом[2] называет Свщ. Писание Таинством, которое обновляет, дает жизнь, открывает нам вечность и все остальные другие таинства… где действует Бог[3].

В Писании Сам Бог приходит в нашу жизнь. Но как это Божье посещение меняет каждого из нас? Слышим ли мы, то что Бог говорит нам в Своем Слове? Проникает ли оно в наши глубины, как семя, падающее в добрую землю, принося плод  не размышлений, не переживаний только, но жизни?

Эти вопросы ставит перед собой и нами вл.Антоний. Отношение к Слову Божию он отождествляет с нашей готовностью встретить в своей жизни Самого Бога: «Примем слово Божие, — говорит владыка, — будто прямо от Бога, — от любимого и возлюбившего нас Бога. И начнем жить»[4].

Именно начать жить, а не только гностически потреблять библейские тексты, видя в самом знании текста Писания смысл и цель подобных штудий, призывает нас известный пастырь.

Что же говорит митр.Сурожский Антоний о нашем «слышании» и «знании» Свщ.Писания?

«Год за годом повторяется по воскресеньям чтение одних и тех же отрывков из Свщ. Писания. Почему снова такое понятное, так хорошо известное место читается, зачем — разве мы этого не знаем? – так выражает недоумение многих христиан вл.Антоний.

«Нет, не знаем! – также решительно отвечает он. Потому что узнать по слуху тот или иной отрывок, вспомнить все, что там сказано, это еще не значит “знать”. Мы знаем отрывок Свщ. Писания только тогда, когда он для нас стал жизнью, то есть когда мы живем так, как там говорится[5].

Услышать – это значит отозваться, и не только на одно мгновение, а отозваться навсегда. Мы слушаем слово Божие изо дня в день, из недели в неделю и из года в год, и остаемся такими холодными, потому что мы не хотим слышать. Мы хотим услышать то слово, которое нам желанно. И жизнь остается мелкой и бедной, без глубины, без вечности и без вдохновения[6].

Не в этом ли причина, что лишь ограниченный процент православных христиан имеет обычай регулярно обращаться к Слову Божию, чтобы жить Писанием, думать и говорить с его помощью? Разве не сбывается на нас слово древнего пророка Иеремии, говорящего: «К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им» (Иер. 6:10).

По мысли вл.Антония, о чтении Слова Божия следует говорить в категориях синергии, как о соработничестве с Богом. А до тех пор, пока «Евангелие остается для нас внешним законом, пока Евангелие остается Божественной волей, отличной от нашей воли или противной ей, мы не евангельская община, способная дать миру откровение благой вести»[7].

В полемике с сектантством православное богословие особый упор делает на тот факт, что Свщ. Писание было дано Богом через Церковь и для Церкви, указывая тем самым на невозможность понимания глубины Писаний вне Православного Предания. Однако как это положение понимается нами не в полемическом ракурсе, а в положительном смысле?

Для вл.Антония Писание принадлежит не абстрактной Церкви, а каждому литургическому собранию, которое имеет Писание не только «на скрижалях каменных», но  и «на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3).

             «На каждой службе мы предстоим перед словом Божиим и думаем, что этим мы становимся народом Божиим; но от нас требуется гораздо большее, если мы хотим быть таким народом Божиим, который может сказать, что Божественное слово принадлежит ему.

Евангелие родилось в Церкви. Именно изнутри этой общины родилось познание Бога, любовь к Богу, видение также состояния и судьбы, становления и призвания человека. Народ Божий — это такая община, которая свидетельствует о чем-то, что является ее жизнью, предметом ее любви, ее радостью. Библейский народ — это не народ, который читает Библию, верно хранит ее и возвещает ее; подлинный народ Божий, подлинный народ библейский, подлинный народ евангельский должен быть такой общиной, которая могла бы сама написать Священное Писание, проповедовать его из собственного опыта, дать ему начало, родить его. Если мы не такая община — мы не принадлежим поистине ни Евангелию, ни народу Божию.

Это ли мы видим в действительности? Желаем ли мы стать снова такой общиной, которая желает научиться жить согласно слову Самого Бога, научиться быть таким народом, жизнь которого согласна со словом Евангелия?

Какие же реальные шаги предлагает нам владыка Антоний Сурожский на пути возрождения в нашей повседневности православного отношения к Слову Божию?

 

КАК ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ

Первое условие для извлечения пользы от последовательного чтения Евангелия вл.Антоний видит в честном и серьезном отношении к этому делу, с единственным желанием – открыть истину, понять, что там сказано.

При чтении Евангелия  человек непременно натыкается на различные места, которые по-разному отзываются в нашей душе. Среди них владыка указывает на непонятные и даже чуждые нам речения, которые необходимо принять к сведению и читать дальше, ожидая момента, когда мы дорастем до того, чтобы их лучше понять. Другие места могут вызвать отказ и несогласие, что служит знаком человеку: Евангелие и я не созвучны в каком-то отношении.

И, наконец, будут такие места, на которые он может отозваться всем сердцем, всей душой, которые кажутся такими прекрасными, такими значительными, что на них необходимо особо остановиться и прочувствовать их силу.

«Готовность честно, открыто, без страха отозваться на что бы то ни было, что дойдет до нашего сознания, что зажжет нашу душу радостью, восторгом и побудит нас не только созерцать красоту, а осуществлять то, что мы обнаружили в себе, в Боге через Евангелие», —  таково по Антонию Сурожскому первое условие для чтения Евангелия.

Но, слушая Слово Божие, мы часто получаем лишь какое-то мгновенное наслаждение, без всякого намерения жить по слову, которое тронет душу. Бывает, что мы удерживаем слова Писаний в памяти и повторяем их другим, и любуемся их смыслом, но они не приводят в движение нашей воли и не могут изменить нашей жизни…

Причину этого вл.Антоний видит в отсутствии в нас глубины и решимости, которая нас заставила бы сказать: «если это правда, то я буду жить так, уже без пощады к себе, без всякой жалости к себе; ради жизни я буду поступать наперекор всем стремлениям, всей лжи, и неправде, и мертвости, которые во мне есть»[8].

Далее, чтобы получить какую-то пользу от чтения Евангелия, нужна выдержка и последовательность. Необходимо вникать в смысл Евангелия, то есть удостовериться в понимании того, что сказано (для этого владыка советует обраться к помощи словарей и разных переводов библейских текстов). Потому что от того, насколько глубоко понимается слово, оно доходит глубоко или остается поверхностно.

Для того, чтобы Слово Божие действительно преображало нашу жизнь вл.Антоний призывает внимательно прислушиваться к тому, что Бог говорит, и вглядываться в то, что Он творит, всматриваясь во все ситуации, которые описаны в том или другом евангельском отрывке. И каждый из нас должен постараться и найти свое место в толпе, Его окружающей, слушать, как если бы мы присутствовали действительно, когда Он произносил эти слова, слушать, как если бы мы стояли в толпе, когда Он целил, спасал, звал к покаянию людей, пришедших к Нему[9].

И наконец, надо читать Евангелие регулярно, предварительно прочитав молитву о Божием просвещении, не торопясь и вслушиваясь в каждое слово. И раньше чем вернуться к обычному делу, владыка советует остановиться, сесть и помолчать несколько минут в тишине, вслушиваясь в то, что Бог говорил нашему сердцу.

 

 

ЧТО СТОИТ ИСКАТЬ В ЕВАНГЕЛИИ?

Каждый из нас встречался со стереотипом, будто Православие – это религия запретов, которая, отнимая у человека «радости этого мира», ничего не дает взамен, что Заповеди Божии — лишь система предписаний и запретов.

Подобный подход и в Евангелии видит книгу грозного Божьего суда, требований Господних, где каждый может увидеть лишь обличение своего несовершенства и греха.

Часто даже «духовники советуют читать Евангелие… и отмечать  все те указания на греховность, которые там есть, и ставить перед собой вопрос: греховен ли я в этом или нет? И делая это, люди проходят мимо самых светлых моментов в Свщ. Писании»[10].

Однако для вл.Антония Евангелие не повод для страха и уныния — это  прежде всего книга радости и надежды: радости о том, что среди нас Господь, не далекий, не грозный, а родной, свой, как самый близкий друг, облеченный в человеческую плоть, знающий из личного Своего опыта, что значит быть человеком. И радость и надежда о том, что на каждой странице Господь требует от нас, чтобы мы были достойны величия своего человечества,  не дает нам стать меньше, чем человек, — хотя мы и грешим так часто и недостойны бываем и себя, и Его[11].

Поэтому, по совету вл.Антония, читая Свщ. Писание, [нужно] не только искать то, в чем Евангелие нас обличает, а искать еще больше в Евангелии те места, от которых горит сердце, возбуждается желание последовать этим указаниям, яснеет ум, крепость воли возрастает[12], то, что в Евангелии так глубоко нас трогает, что чувствуется как бы сродство,  близость с Богом[13].

Только так Благая весть сможет привнести  в нашу жизнь что-то настолько новое, что станет возможно жить, а не только влачить какое-то существование или существовать по необходимости[14].

 

О ПРОПОВЕДИ СЛОВА БОЖИЯ

Особое значение имеет опыт вл.Антония для того, кто призван Церковью проповедовать Слово Божие, и прежде всего – для священника, которого владыка вслед за святыми отцами именует пятым евангелистом[15].

По совету владыки, проповедь не нужно говорить никому, кроме как самому себе и в итоге делиться с людьми тем, что этот отрывок совершил над самим проповедником[16].

Обращаясь к слушающим его, священник в первую очередь должен обратиться к самому себе с вопросом: что говорит мне этот отрывок? К чему он меня обязывает? Как я слышу? И если я слышу – что скажу?..

Если слово, которое священник говорит в проповеди, ударяет его душу, если глубоко вонзается, как стрела, в его собственное сердце, оно ударит и в чужую душу и вонзится в чужое сердце. Но если проповедник будет говорить «вот этим людям» то, что, ему думается, им полезно знать, то большей частью это будет бесполезно, потому что ума это, может быть, коснется, но ничью жизнь это не перевернет[17].

А вдруг случится так, что Христос говорит слова, на которые проповедник сам не умеет отозваться?

Здесь многое поясняет опыт самого владыки. Однажды во время литургии он читал Евангелие и, будучи очень усталым, понял, что текст до него не дошел. И в течение всей службы он переживал с ужасом тот факт, что Господь обратился со Своим словом, а у него ничего не дрогнуло в душе. И когда пришло время проповедовать, он вышел и сказал: вот что случилось, Вы понимаете, какой это ужас? Господь мне говорит такие-то слова, а я могу Ему сказать только: «Не доходит, мне нечего Тебе отвечать. Слова падают как будто на каменную почву»…

В этом для многих страшном примере мы видим живой образец цельности и искренности, тех ценностей, к которым вл.Антоний призывает нас в своих проповедях. Именно цельность его душевных сил не позволила разуму идти впереди сердца и «теоретически» говорить о том, на что сердце не откликнулось, говорить без стремления поделиться живым опытом, говорить о Боге без Бога.

Это и есть то самое состояние, когда проповедник понимает каждое слово, может даже от ума, от какой-то небольшой начитанности им людям комментарий, это было бы неправдой, ведь душа не загорелась, сердце осталось тяжелым и бесчувственное[18]. Это был бы кимвал звучащий[19]. В этом случае он проповедует Христа, не посвятив себя Ему полностью, черпая свои представления о Нем через вторые и третьи руки, а не от Него Самого. Слушатели это чувствуют и не желают больше искать Христа и познавать Его[20].

 

КАК ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ СООБЩА.

Говоря о литургическом возвещении Евангелия, а также о т.н. келейном чтении, вл.Антоний упоминает еще одну форму приобщения к сокровищам Слова Божия — Евангельские чтения в кругу собратьев («группы изучения Евангелия»).

И первый вопрос, который задает сам себе владыка: надо ли читать сообща? Зачем нам вместе читать то, что относится ко мне так лично?

Евангелие говорит не только обо мне или для меня, но обо всех. Каждый из нас может воспринять тот же самый евангельский текст, те же самые слова – с тем же вдохновением, но с более или менее глубоким пониманием. И поэтому надо помнить, что Евангелие дано всем и что каждый из нас, вслушиваясь, вдумываясь, вчитываясь, живя Евангелием, может его понимать с новой и новой глубиной. Поэтому очень важно, чтобы где только есть такая возможность, люди собирались маленькими группами и читали Евангелие вместе, и делились своим опытом. Причем делиться этим опытом не для того, чтобы обогатить свой ум. Ведь когда мы делимся тем, что является для нас самым драгоценным, самым святым, самым животворящим, мы делаешь дело любви.

Проповеди вл.Антония показывают, что он видел смысл в организации небольших групп прихожан (по четыре-восемь человек, чтобы мог быть настоящий обмен между людьми[21]), которые могут помолиться вместе, и в мире своих душевных сил прочесть некоторый отрывок из Евангелия – негромко, внимательно, без драматичности, трезво и благоговейно. После этого, помолчав немного, дать время каждому отозваться, поставить какой-нибудь вопрос или даже высказать некое недоумение. И затем ждать, что, может, кто-нибудь, у кого есть опыт, или кто продумал, или кто прочел нечто на эту тему, сможет отозваться и сказать: «Ð—наешь, я, может, не все понимаю, но вот как я понимаю этот отрывок, вот как мне его объясняли, вот как его объясняет тот или другой духовный писатель»… И так можно вчитываться вместе в Евангелие, друг другу помогая понять, но тоже, в конечном итоге, поддерживая друг во друге решимость и готовность не только умом понимать, не только сердцем отзываться, но всей волей укрепляться в решимости жить согласно Евангелию во всем, что мне лично и нам вместе стало понятно.

Вот если так приступить к чтению Евангелия сообща, то поддержка единомысленников, поддержка друзей, поддержка людей, которые на одном с тобой пути в Царство Божие, может оказать большую помощь, и от нее не надо отказываться. Значит, стоит вчитываться в Евангелие поодиночке и с любовью делиться со всеми своим пониманием, и из этого общения черпать силы жить[22].

Стоит отметить, что в настоящее время существует опыт создания подобных групп изучения Евангелия («Евангельских чтений») во многих епархиях Русской Православной церкви, включая Ростовскую епархию. В своей деятельности они в большинстве случаев руководствуются теми принципами изучения Свщ.Писания, которые были так близки приснопамятному владыке Антонию.

 

Осмысляя духовный опыт митрополита Сурожского Антония в изучении и проповедании Слова Божия, мы неизменно приходим к выводу, что наша вера во Христа и Его Евангелие – это не мировоззрение,  это жизнь, открывшаяся перед нами, это новая глубина жизни. А если это не так, то мы еще не стали учениками Христовыми — мы только слушатели. Потому что в понимании вл.Антония быть учеником значит услышать весть, воспринять ее и жить согласно этому благовестию; не как по указке и по приказу извне, а как если бы нам открылось новое понимание, исходя из которого, мы должны жить.

 

Список использованных источников

 

  1. Антоний, митр. Сурожский. Пастырство. – Мн.: «Издательство Белорусского Экзархата», 2005, — 460 с.
  2. Антоний, митр. Сурожский. Как читать Евангелие.
  3. Антоний, митр. Сурожский. О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. Благая весть
  4. Антоний, митр. Сурожский. О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. Как читать Евангелие
  5. Антоний, митр.Сурожский. О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. Как я слышу?
  6. Антоний, митр. Сурожский. О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. Наблюдайте, как вы слушаете
  7. Антоний, митр. Сурожский. О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. О великопостных Евангельских чтениях
  8. Антоний, митр. Сурожский.  О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. О Евангелии
  9. Антоний, митр. Сурожский.  О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. О Священном Писании

10. Антоний, митр. Сурожский.  О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. О слышании и делании

11. Антоний, митр. Сурожский.  О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. О слышании и проповеди Слова Божия

12. Антоний, митр. Сурожский.  О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. Притча о сеятеле. Неделя 21-я по Пятидесятнице

13. Антоний, митр. Сурожский. О слышании и делании. I. ПРОПОВЕДИ. Уроки Ветхого Завета

14. Антоний, митр. Сурожский.  О слышании и делании. II. БЕСЕДЫ Мысли при чтении Священного Писания

15. Антоний, митр. Сурожский.  О слышании и делании. II. БЕСЕДЫ. Введение в чтение Евангелия (Мк 1-4)

16. Антоний, митр. Сурожский.  О слышании и делании. II. БЕСЕДЫ. Мысли при чтении Священного Писания

17. И.А.Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. – М.: Дар, 2005, 320 с.

18. Дж.Макдональд. Сэр Гибби. – Н.Новг.: Центр Агапе, 2002, — 544 с.

19. Павел Евдокимов. Православие. – М. ББИ ап.Андрея, 2002 , с. 266

Примечание. При подготовке доклада использованы материалы электронной библиотеки  «ÐœÐ¸Ñ‚рополит Сурожский Антоний»Â  http://www.metropolit-anthony.orc.ru/


[1] И.А.Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. – М.: Дар, 2005, с.303

[2] “Мы едим Его Тело и пьем Его Кровь в Божественной Евхаристии. Но также при чтении Свщ.Писания». Цит. по: Павел Евдокимов. Православие. – М. ББИ ап.Андрея, 2002 , с. 266

[3] Рукоположение во священника. Лондон.

[4] О хранении Слова Божия. Слово, произнесенное на литургии 7 февраля 1983 г.

[5] О Священном Писании. Притча о милосердном самарянине, 28 ноября 1976 г.

[6] О слышании,   1973 г.

[7] О Священном Писании, 26 ноября 1967 г.

[8] О слышании и делании, 1971 г.

[9] О слышании и делании. I. Проповеди. Как читать Евангелие

[10] Берегитесь, братья мои, священники.

[11] О Евангелии. Ноябрь 1975 г.

[12] Берегитесь, братья мои, священники.

[13] О пастырской практике.

[14] О евангельском благовести.

[15] Рукоположение во диакона. Париж.

[16] Пастырство. Доклад в МДА 11.02.1982 г. (Пастырство, с. 53)

[17] О пастырстве. Доклад в МДА 25.12.1973 г. (Пастырство, с. 24)

[18] О подготовке к священству. МДА, 02.12.1966

[19] Берегитесь, братья мои, священники.

[20] Дж.Макдональд. Сэр Гибби. – Н.Новг.: Центр Агапе, 2002, с.414

[21] О пастырской практике

[22] Введение в чтение Евангелия

(244) просмотров

Перейти к верхней панели