Митрополит Вениамин (Федченков). Служение на Ростовской кафедре

Эта статья является выдержками из готовящейся к публикации брошюры с одноименным названием. Исследование посвящено малоизвестным фактам служения митрополита Вениамина (Федченкова) на Ростовской кафедре в 1951-1955 годах. В статье впервые опубликованы подлинники некоторых документов, хранящихся в Ростовском филиале государственного архива. Так, в «Приложении» мы приводим полностью личное письмо митрополита Вениамина и фрагменты его «Утешительной речи» на благочинническом съезде Ростовской епархии. Фрагменты из иных документов здесь приводятся только в виде перепечатки.

С 1951 по 1955 год Ростовскую епархию возглавлял удивительный человек — митрополит Вениамин (Федченков). Это известный и глубоко почитаемый в Русской Православной Церкви святитель. Он получил высшее богословское образование и степень кандидата богословия. После принятия монашеского пострига и возведения в священный сан, будущий святитель занимался делами духовного образования в различных учебных заведениях РПЦ. Занимал он также должность личного секретаря архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского). В 1911 году в Выборге он был возведен архиепископом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита. Когда начались революционные события, Вениамин (Федченков) участвовал в Белом движении. Ему пришлось оставить пределы Отечества в ноябре 1920 года.

За границей владыке Вениамину довелось окормлять церковные общины, созданные русскими беженцами в Турции, Болгарии, Греции и Сербии. В 1933 году указом митрополита Сергия (Страгородского) владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке. В начале 1945 года после 25 лет изгнанничества митрополит Вениамин вновь вступил на родную землю. Он участвовал в работе Поместного собора (31 января–2 февраля 1945 года), в избрании и интронизации Патриарха Алексия I (Симанского), совершал богослужения в московских храмах, общался с церковным народом, с духовенством и иерархами.

В марте 1951 года митрополит Вениамин был переведен на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года. В эти годы он особенно сблизился со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским.

С 30 ноября 1955 года (№ 2030) владыке Вениамину (Федченкову) определено было стать митрополитом Саратовским и Балашовским и вновь потрудиться на ниве духовного просвещения. С начала 1958 года из-за резкого ухудшения здоровья владыка ушел на покой и поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. 4 октября 1961 года владыка Вениамин скончался и был погребен в пещерах монастыря.[1]

К сожалению, нам не удалось найти документы, проливающие свет на служение митрополита Вениамина (Федченкова) на Ростовской кафедре в 1951-1952 годах. Первые источники, которые нам удалось найти, датированы 1953 годом. Но уже с первых страниц архивной описи мы видим, что на родной земле владыке пришлось перенести много скорбей от недоброжелателей. Эти недоброжелатели иногда открыто, иногда анонимно писали кляузы и доносы в различные инстанции.

Возвращение владыки из-за границы вселяло в сердца малообразованных или подозрительных священников и прихожан недоверие к нему. Его глубокое богословское образование, его проповеди, которые митрополит Вениамин говорил всегда без каких-либо предварительных записей,[2] его любовь и поддержка духовного просвещения на Дону и стремление привлечь к служению и поддержать высокообразованных священников вызывали глухую зависть у некоторых членов Церкви. Его благотворительность и миролюбие вызывало глухое раздражение.

За спиной владыки в епархии складывались враждебные группы, которые ставили своей целью любой ценой добиться его смещения с кафедры. Недоброжелатели писали жалобы в разные инстанции, как светские, так и церковные. Так, к примеру, Патриарху Алексию I писали жалобы о якобы имеющих место со стороны митрополита Вениамина злоупотреблениях финансового характера. [3]

А «злоупотребления» со стороны владыки действительно были. Так, например, уполномоченному совета по делам религий при Совете министров СССР по Ростовской области тов. Усанову пришлось консультироваться с заведующим инструкторским отделом тов. Ивановым, имеет ли право митрополит своей властью выдавать безвозмездную помощь из общественных денег по личной просьбе граждан? Имеет ли митрополит право своим распоряжением выплачивать некоторым священникам ежемесячную дотацию за счет епархиальных средств? [4]

Владыке ставили в вину не только его милосердие, но и миролюбие. Например то, что он своим авторитетом защищал «вора» и «плута» — священника Александро-Невского храма г. Ростова (будто бы провинившегося в каких-то финансовых махинациях и уволившего из церковного хора некую Аркадьеву). Разозленная женщина, нимало не смущаясь тем, что пишет владыке, написала резкое письмо, в котором называла покровительство владыки «грубо сфабрикованным и иезуитским».[5]

Пересылая копию этого письма уполномоченному совета по делам религий при Совете министров СССР по Ростовской области тов. Амарантову, служащая госаппарата Гурьева (видимо, осведомительница), издевательски порекомендовала отправить письмо в юмористический журнал «Крокодил».[6]

Были серьезные попытки сместить владыку, обвинив его в нарушении советского законодательства. Якобы в крестном ходе вокруг собора участвовали девочки школьного возраста, что было запрещено. Митрополиту Вениамину пришлось оправдываться перед уполномоченным, давая подробные разъяснения.[7] Владыку Вениамина в кляузах называли «проамериканским»,[8] «пробендеровским»,[9] «фашиствующим», находили много других эпитетов, призванных привлечь к митрополиту пристальное внимание соответствующих органов.

В качестве примера, показывающего, насколько бесчестными способами пользовались противники митрополита Вениамина, приведем выдержки из анонимки, подписанной «Ростовчане», которая была послана на имя председателя совета уполномоченных по делам религий при Совете министров СССР Г.Г. Карпову. Стилистика отрывков соответствует оригиналу:

«Отрепью Врангеля не место на Дону! И этого с рогами „ангела“ гнать долой с земли Донской!!! …

УВАЖАЕМЫЙ КЛИМЕНТ ЕФРЕМОВИЧ!

 Разрешите обратиться к Вам и оторвать несколько минут Вашего внимания этим письмом и поведать Вам кое-о чем.

Но Вы, Климент Ефремович, НАРОДНЫЙ СТАРОСТА, Вы – наш общий отец, и мы надеемся, что это столь необычное послание, — не пройдет мимо Вашего отцовского внимания – мы в этом уверены, мы верим в Вас!!!

На Дону, в Ростовской епархии подвизается и «неистовствует» митрополит Вениамин. Что же это за черный ворон с белым клобуком???

Как гласит народная мудрость? В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА и В ОВЧАРНЕ НЕ БЕЗ СЕРОГО ВОЛКА.

И вот таким-то «уродом», таким-то «серым волком» и является Ростовский митрополит ВЕНИАМИН — это просто позорище, отжившее и выжившее из ума, а возможно, что этот «врангелевец» еще и «себе на уме».

Прежде всего митрополит Вениамин возомнил о себе непревзойденного оратора, проповедника, злато-словца. По его указке в кафедральном (архиерейском) соборе посередине сооружено возвышение – ораторская трибуна – и приказано установить микрофон и электро-прожектор – чтобы все видели и слышали, так как он, к слову «росточком мал, а умом и вовсе не взял», — но как гласит народная пословица «бывает „мала куча, да (простите) вонюча“.

Что же из себя представляют проповеди митрополита Вениамина, — этого злато-словца? — каким же срамом и порнографией насыщены поучения этого «сапожника» (а не художника) слова???

— Прежде всего, на каждый раз перед «словом» он делает вступление так сказать, пролог, говоря (дословно):

Я отступал с генералом Врангелем, я жил в Америке, я видывал жизнь, красоты и проч… (к чему все это и зачем? – Что кроется в этих восхищенных воспоминаниях о своей молодости? (в народе обычно ропот). – Затем переходит по существу момента и повествует…. Но, о чем же???

К примеру:»[10]

Далее, в оригинале следуют такие гнусные измышления против митрополита Вениамина, что мы не решились приводить их в этой статье и пропускаем полстраницы печатного текста.

» — Естественно, от такой проповеди, «слова с амвона» — присутствующие шарахнулись в стороны, послышался ропот, недовольство и многие, заткнув уши, повернулись спиной к святости и потоком повалили вон из церкви…

— Где же предел этому бесстыдству? Где-же грань этому позорищу??

— Нужно ли «унять» этого словоохотливого «врангельца».

Далее:

— Во всех проявлениях митр. Вениамина явствует презрение и месть к русскому народу. Он ненавидит русских и не может им простить того, что в 1920 году его со всеми атрибутами и его единомышленниками русский народ сбросил в Черное море….

 — Разве он может это забыть??

— Разве он может это простить???

Нет, нет, нет!!!

— Все русское прогрессивное он ненавидит и сметает с своего пути. –

Как-то коснувшись в разговоре М.Горького – этого непревзойденного мастера художественного слова, — Вениамин сказал по его адресу: (дословно)

«М.Горький? — да ведь это же бездарный дурак …»

— Разве это можно терпеть, разве нет управы на этого «черного ворона с белым клобуком»???

И ясновидящая Анна «пророчит» Святейшему, кто его враги, кто друзья… От ее «ясновидения» многим уже пришлось испытать а еще больше многим достанется на своей спине, хлебнуть горюшка вдоволь и досыта. – Такова пророчица АННА, таковы ее предзнаменования и прозорливость….

— Но зато, как много у них друзей за границей, — свидетельством чего является его обширнейшая переписка: ежедневно получается до 40 писем от заграничных друзей.

Далее:

В своей резиденции митр. Вениамин окружил себя ярыми казаками и западниками, выписал священников и Белоруссии и Западных областей, так как «русаки» ему не по духу, а эти «западники» творят просто чудеса, создавая звон, триумф, тщеславие единому, непревзойденному чудодейцу митр. Вениамину.

До чего же довел нас нынешний правитель Ростовской епархии митр. ВЕНИАМИН??!!

Все описанное выше является достоянием не только группы верующих, но и не верующих, всех горожан города Ростова.

О нынешнем управителе епархии ходит много толков и кривотолков, много пишут в Москву, в патриархат, — но… «А воз ныне там»….

Эту растленную возницу, озлобленного на все русское, достойное, — пора бы на покой или в глухие сибирские просторы. 

    Климентий Ефремович! Простите нас за смелость писать Вам, но помогите очистить нашу Донскую землю от «врангелевского отрепья», помогите пробить брешь и увидеть сияние солнца и в нашей исстрадавшейся Ростовской епархии. Мы верим в Вас!!!

=Ростовчане=

1 июня 1953г.

Копия верна.»[11]

Эта бумага не осталась незамеченной органами, и по доносу начались выяснения. В совете по делам РПЦ при Совете министров СССР заинтересовались ближайшим окружением владыки. Благодаря сохранившимся документам мы можем узнать имена близких к митрополиту Вениамину людей.

Сохранились сведения о следующих людях, проживавших вместе с владыкой в Новочеркасске:

— монахиня Анна /86 лет/ — Ольга Обухова. Эмигрировала в 1927 году, Прибыла вместе с владыкой из Америки.

— Лучко Юлия Николаевна, повар, ростовчанка.

— Архимандрит Мисаил /Михаил Павлович Введенский/, 1865 г. р.

— Священник Порошин Юрий Михайлович, 1924 г. р.

— Священник Голубцов Серафим Александрович, зять митрополита Елевферия Пражского и Чехословацкого. Он был рекомендован на пост секретаря Патриархией.

— Воронцов Алексей Вениаминович, сын митрополита Елевферия Пражского и Чехословацкого, заведующий материальной базой.
— священник и казначей Кафедрального собора Можаров, 1922 г. р. [12]

Как же реагировал владыка Вениамин на все эти инсинуации? Сохранилось его письмо – собственноручный ответ одной из его духовных чад, примкнувшей к его гонителям и организующей делегации с жалобами на митрополита. Поводом для жалоб послужило закрытие Владимирского храма, который, видимо, владыке не удалось отстоять. Мы приводим полностью его письмо, как представляющее большую ценность и показывающее пример истинного христианского незлобия и смирения пред волей Божией. Кроме того, из этого письма можно узнать, как жила Ростовская епархия в эти годы.

«Глубокоуважаемая Ал-ра Павловна!

Грустно мне, что и преданные, благочестивые друзья не хотят слушаться! Тогда какой же толк в слушании моих проповедей? Какая польза в любви Вашей? НИКАКОЙ! Наоборот! Печально! Ведь для Господа важны Ваши богоугодные дела! А не любовь к пастырям! Н так ли? Зачем она мне?! Неужели же я не хотел бы сохранить церковь? Если бы это было можно! Ведь за четыре года (завтра ровно четыре года) при мне не было закрыто ни одного прихода в Епархии! А в предыдущий год (1950) мой предшественник закрыл – 18! За отсутствием священников! Ни один из них уже не восстановлен. Не дозволяют! Сделайте отсюда вывод: стараюсь ли я о христианской религии? И материально: до меня платили в патриархию 600000 в год, и то, «не хватило», перенесли на следующий уже при мне пришлось платить. А мы теперь платим 1400 тыс. И деньги есть!

Прежде на ремонты церквей Епархии Управление отпускало 10000 рублей, а в прошлом году выдали 600000 рублей; в 60 раз больше. И еще предстоят расходы (как разрешат) два миллиона рублей на разваливающийся Старочеркасский собор (не действует теперь). Собор – 2, 5 миллиона р. И мы дерзаем, с Богом!

Так посудите: неужели бы я так легко «отделывался» от Вашего храма? Только недобросовестные люди могут это думать: и Вы к ним пристали?! Как грустно! За Вас грустно! Почему в монастырях требовалось прежде всего Послушание (а не Целомудрие и Нестяжание). Где же ваше послушание? Не от меня это зависело. Вам должно быть это ясно! А от нашего Правительства! Что же? Вы хотели бы, чтобы я не считался с нашим Правительством? Значит, вы не истинная христианка! А Слово Божие учит нас почитать всякую власть. В этом (поймите же неразумная!) СПАСЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА! Неужели я меньше Вас понимаю это? Горе, горе! Но главное даже не в этом, а в различных точках зрения. Вам (и Вашим делегаткам) так я говорил им – важны храмы, ХРАМЫ, а не ХРИСТИАНСТВО. Был при Соломоне величественный храм. Господь разрушил его. При Зоровавеле дозволено было восстановить его. Народ радовался этому: а потом они же распяли Христа. И когда ученики Петр, Иаков, Иоанн и Андрей с ними сидя на Елеонской горе против храма говорили Ему: «какие камни, какое здание!» Он холодно ответил им: «все это буде разрушено так, что не останется камня на камне» (Мк. 13:1-5). Так и сбылось: В 70-м году Римляне разрушили и второй этот храм. И вот почти две тысяч лет нет у евреев храма: синагоги есть, а храма нет.

  А как же христианство раскрылось во всем мире? Началось оно с «горницы» (домашней комнаты) и победило мир… Чем: благодатью, смирением, нестяжанием и мучениями! А совсем не храмами! Храм был у них в сердце,  — как говорит ап. Павел (1 Кор. 6:19). И теперь – одно спасение нам: тоже спасение! И конечно, ни ваши делегатки, ни Вы не хотите понять этого! И, по видимости, даже не можете! Ибо Духа Божия нет в Вас! У Вас буде сохранена община. Уже найден дом. Отпущены нами средства. Если не хотите – не давайте (Вам же хуже в Царствии Небесном будет). Можно и помолиться, и исповедаться, и причаститься и проч. Вот, то-то и беда, что для Вас не ЦАРСТВО БОЖИЕ нужно, — в сердце Благодать Св. Духа, а камни храма. Это поведет христианство к гибели! Если можете поймите это. Я уже не говорю о послушании Вашем. И приходившие делегатки (кроме Елены Александровны) были резкие, недуховные. Это плохие христианки! И кто-то    (вероятно мужчина) писал на меня две жалобы Патриарху. Вторая (для них вредная ужасная): я – тиран, и уничтожитель «всего прекрасного и святого». И до каких же пор меня такого тирана и «американского эмигранта» держат здесь. А оказывается этот эмигрант послушен Советской власти, а Вы? (И вы с ними). Для меня эта брань полезна. А Вам духовно вредна,  — хотя Вы искренне (но не по христиански) думаете что делаете доброе дело! Ну, и делайте себе на грех! Вольному – воля! А потом (лучше бы с этого начать) подумайте: неужели без Божией Воли все это совершилось? Тысяч храмов уничтожены… семинарии закрыты, печатать негде… Московского храма Спасителя – нет. Построили молитвенные дома (одна вторая в нашей Епархии). Нового собора нет. Неужели все это без Божией Воли? А как же сказано: и волос не упадет без Бога? У Вас он на счету у Господа. (Мф. 10:10). Сам же Господь любит храм больше Вас. Правда, ведь? Но Он любит не храмы, а сердце наше. «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» — говорит царь Давид. (Пс. 50:19) Смиренный даст благодать. (Прит. 3:34, Иак. 4:6, Петр 5:5). Сокрыеши /я/ сильныя со /нечитаемо/ и вознесе /ёс/ смиренные».

И я думаю: вот почему пришло время храмам нужно скрываться. Такова милосердная мудрая Божья Воля! А Владимирский вблизи вокзала … Не дай бог бомбы полетят! Около вокзала опасней всего! Подумайте об этом! Да и не в центре прихода он: целая /нечитаемо/ вдали от него! По всему этому я дал Советской Власти согласие: а Вы как хотите… Но я теперь держусь христианского мнения: там нужен храм а мне, как Епископу, дороже ДУХ христианский. (Кстати, в жалобе на меня Патриарху они пишут, будто я сказал им когда /нечитаемо/ в Управлении: «зачем нужны Вам дрова?» Никогда! Да я знал, что храм не деревянный, а каменный.)

Митрополит Вниамин. Подпись. /нечитаемо/

На сем резолюция Высокопреосвященнейшего Митрополита ВЕНИАМИНА:

«Скопировать для Уполномоченного, для архива храма и для Патриарха (3) – когда будет время. М.В.»

Верно: Секретарь Архиепископа священник:

(Н. Можаров)

24/1 – 56 год.

В г. Ростов-на-Дону»[13]

 

Владыка митрополит не смущался кознями недоброжелателей, стремящихся парализовать его деятельность, но твердой рукой наводил  порядок и отстаивал Епархиальную жизнь от врагов внешних и внутренних. Так, владыке Вениамину пришлось вмешиваться в дело о незаконном запрещении в слободе Большая Мартыновка колокольного звона в Свято-Троицком храме,[14] специально ездить в Москву, чтобы противодействовать отнятию у верующих молитвенных зданий, открытых для служения во время фашистской оккупации.[15]

Сильно беспокоился митрополит Вениамин об оскудении в духовенстве людей, получивших духовное образование. По его выражению, из-за недостатка семинаристов в священники приходится ставить «простецов» из мирян, не обладающих достаточной подготовкой, чтобы вести службы и совершать требы.[16] В связи с этим владыка дважды (в 1955 году) организовывал в епархии месячные пастырско-богословские курсы. Эти курсы работали в Ростовском епархиальном управлении и были рассчитаны на сельских священников. Занятия проводились путем чтения лекций, собеседований и семинаров по одобренной Его Святейшеством Патриархом Московским и Всея Руси Алексием I программе. Они включали в себя следующие направления обучения

  1. Богословие
  2. Богослужение
  3. Таинства и Требы
  4. История Церкви
  5. Катехизис
  6. Пастырство и проповедничество
  7. Церковно-славянский язык
  8. Положение об управлении РПЦ и главные циркуляры Епархиального Управления
  9. Счетоводство в приходе.

Лекторами-преподавателями курсов были утверждены:

  1. Митрополит Вениамин (Федченков)
  2. Прот. Феодор Дмитриюк
  3. Прот. Георгий Кострюков
  4. Прот. Сергий Васильев
  5. Прот. Павел Чехранов
  6. Свящ. Серафим Голубцов
  7. Свящ. Николай Можаров
  8. Протодиакон Александр Пижицкий
  9. Гл. бухг. Епархиального Управления Асеев.

Всего на курсах 1955 года было проведено 92 лекции и 4 семинара. Занятия проходили с 10 часов утра до 17 часов вечера. Обучение прошло 17 человек. До и после занятий курсанты проходили богослужебную практику в церквях г. Ростова-на-Дону. [17]

Вторая группа курсантов была создана после праздника Троицы 1955 года и прошла обучение по этой же программе. Занятия проводились в соборе. Курсанты также проходили богослужебную практику до и после занятий, всем было предоставлено епархиальное общежитие при Всехсвятской церкви, временная регистрация в г. Ростове-на-Дону. [18]

И последний аспект, на который хотелось бы обратить внимание, рассказывая о годах, проведенных митрополитом Вениамином (Федченковым) на Ростовской кафедре. Это – забота владыки об укреплении веры и стойкости духовной в духовенстве в условиях непростого существования Церкви в советском государстве.

Так, проводя 26-27 октября 1955 года 5-й благочиннический съезд Ростовской епархии, владыка Вениамин сразу после приветствий начал свою речь к собравшимся священнослужителям с утешений в скорбях и укреплении в вере. Эта его речь, по счастью, сохраненная для нас стенографистом, так и называлась: «Утешительная речь». В ней он приводит на 18 страницах случаи из его богатой событиями жизни. Каждый такой случай владыка считает не простой случайностью, но промыслительным событием, посланным Господом для назидания и укрепления духовных сил. Поэтому заботясь об укреплении веры в духовенстве своей епархии, митрополит Вениамин и заменил формальную приветственную речь этими замечательными историями. Для нас же эти истории, рассказанные митрополитом Вениамином, служат не только для назидания в вере, но и для соприкосновения с удивительной душой владыки, умеющей всегда радоваться в скорбях, по слову апостола Павла (1 Фес. 5:16-18, Рим. 5:3).

Мы приводим здесь фрагменты из «Утешительной речи» митрополита Вениамина (Федченкова). Стилистика оригинала сохранена.

«УТЕШИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

БЛАГОЧИННИЧЕСКОМУ СЪЕЗДУ /1955/.»

В нынешний, уже пятый, Съезд о.о. благочинных моего управления, — при помощи нас, — чувствую потребность сказать утешительное слово.

Вместо обычного предисловия отвлеченного характера, я начну прямо с фактов; и из них вы сами сделаете выводы, — как и я сделаю.

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА /1954 г./

Как всем нам известно осенью прошлого года вдруг неожиданно вспыхнула антирелигиозная пропаганда. Но мне кажется, что причиной этого было именно отсутствие ее перед этим: не только верующие усиливались, а отрицательное отношение к нам все более и более ослабевало, заменяясь мирным и благожелательным отношением даже нерелигиозных людей.

И есть у меня основания думать, что именно это заставило антирелигиозников переполошиться.

Хорошо нам известно, что пропаганда началась с газетного шума против верующих: не будь его, все бы шло по-доброму.

А тут вдруг начались статьи, лекции, выпады со стороны безбожников. И все это было как бы по заказу.

 Церковь наша оставалась сдержанно-спокойной. Возражать нам публично нельзя было[19]; в храмах мы деликатно не касались этого вопроса, чтобы не повредить правительству нашему; да это и не полезно было бы самой Церкви: лучше нам быть гонимыми. А Спаситель велел нам и за врагов молиться…

И это не только за личных, но и за религиозных, как и Он Сам молился на кресте за распинавших Его: — «не ведают, бо, что творят» /Лк. 23:24/. И Св. первомученик Стефан, побиваемый камнями, молился «гласом велиим: Господи не постави им греха сего!» /Деян. 7:60/. И Батюшка о. Иоанн Кронштадский говорил, что нужно молиться и о врагах и о вере… Только так христианство побеждало!

Лишь кое-где слышались, — и то ничтожные, — выступления в защиту христианства.

77 ПРОЦЕНТОВ

Наш министр Молотов на речи перед Верховным Съездом, в присутствии американских гостей /Херста и др./, говорил, что у нас и армия — 77% солдаты — коммунисты… Может быть: и даже, наверное…

Но вопрос ведь, не в том: к какой партии они принадлежат: — а в том,: верующие они или неверующие.

Конечно, принадлежность к партии теперь требует без-религиозности; но едва ли и сам Молотов считает все эти 77% неверующими? Да и едва ли он мог этим похвалиться перед гостями? Едва ли это было политическим актом? — Не думаю.

А вот что было в моем опыте. Молодой человек собирался на военную службу. Мать пришла с ним в церковь напутствовать его. Познакомила его со мной. Из армии он переписывался со мной. Конечно, письма были совершенно и искренно лояльные и патриотические. Потом он через мать дал мне знать, что наша переписка должна прекратиться. Обыскали его; нашли в солдатском сундучке крошечную иконочку и приказали не переписываться со мной… Позабыли и Кузьму Минина с Пожарским, — и преподобного звонаря Суворова, Кутузова, посылавшего 3 рубля на свечку св. Феодосию Черниговскому и перекрестившегося после известия об отступлении Наполеона из Москвы: «Слава богу: Русь спасена!»

 А раньше всех их (помнили – прим авт.) — крестителя Руси, св. Владимира, — и св. Александра Невского… Ошибка, ошибка теперь… большая ошибка, — чисто с государственной точки зрения.

Припомню еще два случая. У офицера сынок пошел в школу. Он носил на себе крест. Приказали снять. Отец потребовал надеть: «Вот вы», — говорил он, — «в окопах не были. А то бы замолились!» — Крест надели.

И еще случай. В Латвии ехал со мною в одном купе полковник. разговорились.

«Вы философию учили»? — спрашивает он меня.

«Да»

«Я специально занимался ей и пришел к заключению: у неверующего никакого смысла жить – нет».

…Он брал Берлин; сын его – уже офицером.

А недавно, — хотя то и не военный был, а большой правительственный служащий, — хоронили в Москве партийца. Говорились речи. Был представитель правительства. Один присутствующий /неверующий/ тихонько говорит соседу:

«А пожалуй, у православных веселей хоронят»!

После всего, вдруг какая-то женщина притащила крест на могилу: поставила. Оказалось, это домработница умершего. А «бабки» крестились; особенно, когда упоминали, что он был неверующий и верный марксист. – Видал и сам я оратора, когда погребали рижского уполномоченного… Он, говоря речь, все смотрел вверх в небо, — как хороший проповедник… Впрочем, наши батюшки делают лучше: они смотрят вниз, на усопшего, — зная, что душа тут лежащего – жива.

И 77% — не безбожники… Ну, а сколько тех и других, не знаю: но, конечно, верующих не только 23%!

НО САМОЕ ГЛАВНОЕ…

Самое главное я не сказал еще, что я думаю… Нас пугают гонения, ссылки, скорби, крест. Я же думаю, что они-то и должны утешать нас… Как?

Когда я еще был юношей, то задался вопросом. Зачем Господь попустил только что зачинавшемуся христианству – скорби: преследования, мучения, гонения?! Мы младенцев пеленаем, закутываем, нежим; и тут – мечи, кресты, звери и прочее?!

После понял я: только через эти страдания и укрепится христианство! А пример этому подал Сам Христос: — «Когда буду вознесен от земли», только «тогда привлеку всех к Себе! /Ис. 12:32/. «Сие же сказал Он, какою смертию Он умрет», — т.е., кресте /3, ст./. «Но не будем много говорить об этом: трудна для нас эта тема; а она – истинна! И мы все знаем о ней… А ныне мы говорим утешительное слово.

ДУХ СЛАВЫ

Приведу только слова ап. Петра, который не хотел, чтобы и Христос страдал /Мф. 16: 22,23/; а после и других учил: — «Возлюбленные! Не удивляйтесь огненному искушению, вами переносимому, как чему-либо неожиданному»… Наоборот, — «радуйтесь»; «вы – блаженны; потому что Божий Дух славы на вас почивает», Если кто «пострадает», как христианин, пусть не стыдится» этого, — но «да прославляет Бога» за это. «Поэтому, страдающие по воле Божией, да предадут Ему души свои благими делами». «Смиритесь же под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; а всю печаль возложите на Него ибо Он сам печется о вас… Мир вас всем во Христе Иисусе. Аминь». /I Посл. 4 и 5 ггл./.

Вот чему нас учит Апостол, вслед за Христом /Мф. 16:24-25/. Это мы все знаем: не напрасно мы и крест Его на себе носим и всем даем целовать его на отпусте.

Не напрасно и Павел говорит: «Слово о кресте для погибающих кажется юродством /безумием/, а для нас, спасаемых есть Сила Божия» /I Кор. 1:18/.

Трудно это для нас? – Да! Но «всякое добро христианское трудно», — сказал мне угодник Божий Исидор Гефсиманский…»

«Корень учения – горек; зато плоды его сладки», — говорит весь мир лавным давно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недавно мне пришлось быть у Св. Патриарха. И в беседе с ним, я высказал свое наблюдение, что обстоятельства последнего времени указывают нам на изменение к лучшему отношения нашего государства к Церкви.

Он совершенно согласился с этим.

Так мое мнение подтвердил сам глава Церкви.

Да и вы, вероятно, так же думаете и наблюдаете.

Но из этого не будем делать вывода, что нам нужно теперь почивать на лаврах. Наоборот, мы учитываем это для большего одобрения, приложим большее усердие, и смирение, и терпение.

+ М.ВЕНИАМИН[20]

Литература

1 Митрополит Вениамин (Федчнков). Биография. // Библиотека Святых отцов и Учителей Церкви. URL: www.azbuka.ru

2. РФ ГАРО ф. 4173, оп. 4, д. 6, л. 7

3. РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, ед. хр. 4, л. 37

4. РФ ГАРО Ф. 4173, оп. 4, ед. хр. 4, лл. 38, 38 (об)

5. РФ ГАРО Ф. 4173, оп. 4, ед. хр. 4, лл. 51, 52

6. РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д. 2, лл. 109-113

7. РФ. ГАРО.Ф.4173, оп.4, д.3, л. 33

8. РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д. 2, лл. 107, 107 (об)

9. РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д.10, лл. 10, 10 (об), 11, 11 (об)

10. РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д.10, лл. 14, 14 (об), 15, 15 (об)

11. РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д.6, лл.107, 108

12. РФ ГАРО. 4173, оп. 4, ед. хр. 12, лл. 3, 3 (об).

13. РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д. 11, л. 37

14. РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4,д. 6 л. 71

15. РФ. ГАРО. Ф. 4173, оп. 4 ед. хр. 11, л. 32, 33 34

16. РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, ед. хр. 6, л. 92

РФ. ГАРО. Лл. 11, 12, 13, 21, 22, 23, 24, 27, 28


[1] Митрополит Вениамин (Федчнков). Биография. // библиотека Святых отцов и Учителей Церкви. URL: www.azbuka.ru

[2] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д.2, л. 107

[3] РФ ГАРО.Ф.4173, оп.4, д.3, л. 33

[4] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д.6, лл.107, 108

[5] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, ед. хр. 4, л. 37

[6] РФ ГАРО Ф. 4173, оп. 4, ед. хр. 4, лл. 38, 38 (об)

[7] РФ ГАРО Ф. 4173, оп. 4, ед. хр. 4, лл. 51, 52

[8] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д.10, лл. 10, 10 (об), 11, 1 (об)

[9] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д.10, лл. 14, 14 (об), 15, 15 (об)

[10] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д. 2, л. 110

[11] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д. 2, лл. 109-113

[12] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д. 2, лл. 107, 107 (об)

[13] РФ ГАРО. 4173, оп. 4, ед. хр. 12, лл. 3, 3 (об)

[14] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4,д. 6 л. 71

[15] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, д. 11, л. 37

[16] РФ. ГАРО. Ф. 4173, оп. 4 ед. хр. 11, л. 32

[17] РФ. ГАРО. Ф. 4173, оп. 4 ед. хр. 11, л. 32, 33, 34

[18] РФ ГАРО. Ф. 4173, оп. 4, ед. хр. 6, л. 92

[19] За исключением М. Григория Ленинградского, выпустившего оправдательное слово против пропаганды. За сие да спасет его Господь!

[20] РФ. ГАРО. Лл. 11, 12, 13, 21, 22, 23, 24, 27, 28

Диана Овчаренко. Руководитель медиацентра ДДС, ассистент кафедры философии и общегуманитарных наук, соискатель ученой степени кандидата философских наук, бакалавр теологии, магистр историко-религиоведческого образования

(63) просмотров

Перейти к верхней панели