9 марта 2021 года на месте погребения донского подвижника благочестия протоиерея Иоанна Домовского на армянском кладбище Ростова-на-Дону собрались клирики и миряне, чтобы соборной молитвой почтить память праведника, особо почитаемого на Донской земле.
В день его кончины заупокойную литию совершил викарий Ростовской-на-Дону епархии епископ Таганрогский Артемий.
За богослужением Его Преосвященству сослужили секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк и председатель Комиссии по канонизации святых Донской митрополии протоиерей Алексий Лысиков.
Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Донской духовной семинарии под руководством иеромонаха Аверкия (Шапошникова).
На заупокойной литии молились проректор Донской духовной семинарии по воспитательной работе иерей Алексий Осяк, клирики Донской митрополии и многочисленные верующие.
В архипастырском слове перед собравшимися епископ Артемий напомнил о духовном подвиге протоиерея Иоанна и отметил: «Этот человек и сегодня являет нам все те же примеры любви, кротости, смирения, ведь все, кто приходит сюда, на место его погребения, с молитвой обращаются к Богу, просят помощи у отца Иоанна… И по молитвам праведника Господь устраивает все ко благу каждого приходящего сюда. Ежегодно мы собираемся здесь, чтобы соборно почтить память того, кто до конца своих дней оставался преданным Церкви.
Мы уповаем на то, что в скором времени случится то, о чем многие просят и ждут – прославление в лике святых отца Иоанна. Этот праведник является ходатаем обо всех жителях Ростова и всех, кто приезжает сюда из разных городов и стран и молится на этом месте».
Иоанн Алексеевич Домовский родился 30 марта 1844 г. в селе Покровском Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) в семье диакона. Закончив Екатеринославскую духовную семинарию (15 июля 1865 г.), он уже через год был рукоположен во пресвитера и 30 августа 1866 г. назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда.
Отец Иоанн занимал в Екатеринославской епархии различные должности: член Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище (1875 г.), член цензурного отделения (1875-89 гг.), законоучитель в Городском трехклассном училище (1882 г.), член Попечительства о бедных духовного звания. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882-1898 гг. находятся многочисленные упоминания о благотворительности прот. Иоанна Домовского. Отец Иоанн на протяжении многих лет был членом комитета Православного миссионерского общества. С 1883 г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886 г. о. Иоанн назначен ключарем кафедрального собора. Здесь он проводил «внебогослужебные собеседования» с народом.
15 сентября 1896 г. о. Иоанн «Согласно прошению перемещен временно к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону». Два с половиной месяца спустя он назначен настоятелем только что построенной Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону.
Великой любовью пользовался он в причте и в народе – за его «доступность и за внимание к совершению церковных служб, которые всегда были благолепными и торжественными», — так отзывался о батюшке один из его алтарников, впоследствии диакон: «Подвиги отца Иоанна были: особое смирение, его любовь ко всем, от начальства до самых малых, служащих в храме; мир, который он вносил в духовенство».
В сан протоиерея о. Иоанн был возведен 13 июня 1899 г. В 1914 г. за заслуги перед православным Отечеством он был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и, вскоре, св. Анны 2-й степени. В 1916 году о. Иоанн уходит на покой, оставаясь почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился, его территория находится в черте г. Ростова-на-Дону).
История пастырского и духовного подвига о. Иоанна тесно связана с обретением иконы Божией Матери, которую ростовчане назвали «Нечаянная Радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова), «в 1916 г. о. Иоанн ушел на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. До конца своих дней он проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей, нуждавшихся в пастырском совете и помощи.
В годы послереволюционных гонений на Церковь и церковной смуты, вызванной «обновленческим» расколом, о. Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры».
Кроме того, о. Иоанн Домовский был духовным отцом прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников епископа Захарии (Лобова). Даже этих небольших эпизодов достаточно, чтобы представить образ о. Иоанна как вдохновителя сопротивления обновленчеству на Дону в 1922-1924 гг., т.е. с самого начала распространения его в пределах Донской и Ростовской епархий.
Умер о. Иоанн в 1930 году и был похоронен при бывшем Софийском храме. После его прах был перенесен на «Армянское» кладбище, где он покоится и в настоящее время. Отец Иоанн предсказал, что прах его будет погребен два раза, — что и исполнилось.
В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея» о. Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена биография праведникам и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудотворениях о. Иоанна Домовского.
После смерти о. Иоанна к нему на могилу постоянно шли люди, священнослужители Ростова-на-Дону регулярно служили панихиду.
В настоящее время народное почитание праведника не только не ослабло, но еще более усилилось. Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге о. Иоанна Домовского, собираются сведения о чудесах и исцелениях, совершенных по молитвенному предстательству протоиерея Иоанна Домовского, регулярно совершаются панихиды на его могиле.