Официальный сайт Донской духовной семинарии - высшего духовного учебного заведения.
 

Отделение религиозных объединений от государства: конституционно-правовой аспект

В статье исследуются имеющиеся представления о понимании конституционного положения об отделении религиозных объединений от государства, даётся оценка соответствия их нормативному смыслу. Представлены модели и формы церковно-государственного сотрудничества. Основной тезис статьи – положение об отделение религиозных объединений от государства не должно толковаться как отрицание или умаление общепризнанных прав и свобод верующего человека, который автор обосновывает ссылками на законодательство России и обращением к иным источникам.

Ключевые слова: верующие, государство, государственно-конфессиональные правоотношения, отделение религиозных объединений, свобода вероисповедания, страна, церковь, церковно-государственный праздник.

Характер современных отношений традиционных религиозных объединений и государства носит партнёрский вид сотрудничества. Такой подход государства к отношению с ведущими религиозными организациями страны вполне понятен. Ведь сегодня, например Православная Церковь – это активный участник общественной жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет и влияние.

Некоторым политическим группам и гражданам это не нравится, они бы хотели видеть Церковь, исключительно в приделах храмов. Для аргументации своей позиции они ссылаются на положение статьи 14 Конституции «об отделении религиозных объединений от государства», которое, по их мнению, запрещает религиозным организациям влиять на кого бы то ни было, и участвовать в общественной и культурной жизни своей страны. В связи с этим и возникла необходимость проанализировать положение данной статьи и её толкование, поскольку вызывают большие сомнения, взгляды, отказывающие религиозным организациям и гражданам в праве на участие в жизни страны и равенстве в основных правах.

Данное конституционное положение нормативно раскрыто в статье 4 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Закон).

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях1.

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций2.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Для реализации своих уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством России, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий3.

Централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются льготами, предусмотренными законодательством России.

Вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан; имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством; могут иметь на праве собственности имущество за границей. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций4.

Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством России. Передача в установленном порядке в пользование религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно5; вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством России6.

Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством России трудовым договором (контрактом) между религиозной организацией (работодателем) и работником. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство России о труде. Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством России7.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности8.

Приведенный перечень основных признаков отделения религиозных объединений от государства не является исчерпывающим. К тому же сам нуждается в дополнительной конкретизации и комментариях.

Принцип отделения религиозных объединений от государства не позволяет государству вмешивается в деятельность религиозных организаций, в их вероучение, управление, богослужебную и духовническую практику, за исключением тех сторон, которые предполагают их деятельность в качестве юридического лица.

Кроме того, это такая система требований, которая обеспечивает взаимную независимость религиозных объединений и политической власти в определенных сферах их компетенции.

Например, суд не компетентен переводить священнослужителя с одного прихода на другой или рассматривать заявление о восстановлении гражданина на работе в сане имама. Рассмотрение данного заявления не относится к подведомственности государственных и муниципальных органов, так как в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ религиозные объединения отделены от государства. Поэтому государственные органы не могут вмешиваться во внутренние дела религиозных организаций, в частности по наделению определенным саном. Данный вопрос относится исключительно к компетенции соответствующих органов религиозной организации. В частности, исламские религиозные объединения не берут на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение, ограничение в противостоянии преступлению (греху)9.

Светское государство не всевластно у него отсутствует власть: религиозного управления, церковного суда, канонического законодательства, религиозного учительства и совершения церковных таинств. Таким образом, религиозные объединения не являются органом государственной власти, а государственные органы не являются религиозной структурой.

Религиозные объединения защищены законодательно от несвойственных их природе предложений со стороны государства10. Федеральный закон от 03.04.1995 г. N 40-ФЗ “О Федеральной службе безопасности” ст. 19 запрещает: «использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе… священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций».

В Федеральном законе от 10.01.1996 г. N 5-ФЗ “О внешней разведке” прописано: «Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации запрещается принимать негласное участие в деятельности… религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности» (статья 18). «Органы внешней разведки не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к ряду лиц, в том числе к священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в России религиозных организаций» (статья 19).

Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”. Так органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается: принимать негласное участие в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности (статья 5). Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений (статья 17).

Помимо ограничений, установленных для государственных структур в Законе РФ от 11.03.1992 N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” также указывается, что «частным детективам запрещается: …собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц» (статья 7).

Изданный в 1984 г. Юридический энциклопедический словарь под ред. А.Я. Сухарева давал такую трактовку содержанию отделения религиозных объединений от государства: «Отделение церкви от государства – …церковь не должна вмешиваться в дела государства…Советское государство охраняет подрастающее поколение от влияния религии. Школа в СССР отделена от церкви: преподавание религии, совершение религиозных обрядов в учебных заведениях не допускаются»11, перекликается с ней высказывание: «светским государством является такое государство, которое официально дистанцирует себя от религиозных объединений»12. Данная трактовка противоречит принципу солидарности в государстве с общественными институтами в данном случае религиозными объединениями.

С подобными девизами, перешедшим из времени бульдозерно-атеистического режима, согласиться нельзя. Когда верующим говорят, что отделение Церкви от государства – это то, что было в СССР, когда Церковь была полностью изолирована от общества, то мы, с этим, естественно, не можем согласиться13. Не дистанцироваться должно светское государство от религиозных объединений (значительной части общества), а активно искать сотрудничества с ними.

Ошибочно противопоставлять государство и верующих, государство и Церковь, по принципу, что не Церковь, то государство. Есть много чего, что не относится к государству и одновременно не относится к Церкви. От государства отделена не только Церковь, но и гражданское общество, а также все общественные объединения, СМИ, негосударственные учебные заведения, органы местного самоуправления (мэрии городов и т.д.), театры, музеи, спортивные организации, профсоюзы, ассоциации, бизнес, корпорации, коммерческие структуры, фонды и т.д., но никто же не ограничивает и не изолирует их от государства, не закрывает перед ними двери из-за того, что они-де отделены от государства. Это связано не в последнюю очередь с тем, что в законодательстве в отношении перечисленных организаций не употреблён термин «отделены», а используются иные формулировки.

Хотелось бы обратить внимание на то, что главная правовая ошибка в понимании отделения религиозных объединений от государства, заключается в происходящей подмене понятий; государственные органы, отождествляются со всем тем, что есть в государстве, а религиозные объединения (административные структуры управления) – со всей областью религии. Затем они противопоставляются друг другу, в результате чего получается их надуманная отчуждённость14.

Государство – это аппарат управления большим количеством людей, чтобы не было хаоса, а был порядок. Не следует фетишизировать государство, это всего лишь инструмент политической организации общества. Согласно ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а не государство. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Власть призвана служить человеку, и обществу, а не наоборот. В тоталитарных и деспотических обществах государство – все, а личность – ничто. В обществах, основанных на принципе верховенства права, не человек – для государства, а государство – для человека.

К тому же государство и страна не тождественные понятия. Государство (система политической власти) приходит и уходит, а страна (народ, святыни, культура, природа, могилы предков, обычаи, песни и т.д.) остаётся.Как отмечал Д. С. Лихачёв, страна есть единство народа, природы и культуры15.

Напомним, что согласно ст. 14 Конституции РФ отделена от государства (не от страны, общества, людей, культуры, образования и т. д.): не религия, не вера, не мировоззрение, не религиозная мысль и слово, не религиозное образование, не богословие, не религиозные тексты, не свобода вероисповедания, не храмы, не верующие граждане, не религиозные праздники, а религиозные объединения (религиозные юридические лица, управленческие структуры, религиозные руководящие органы).

На встрече с религиозными лидерами Премьер-министр В.В. Путин заявил: «Мы должны уйти от примитивного понимания отделения церкви от государства и, наоборот, должны вложить в это совершенно другой смысл – смысл сотрудничества…»16.

Нельзя отделить верующих граждан и религиозные структуры от общественной жизни в государстве. Верующие люди сегодня — это не только люди в какой-то специальной одежде, это не только церковная бюрократия — это десятки миллионов светских мирян, которые живут и действуют в разных областях общественной жизни. Их доля налогов в гос.бюджет значительно превосходит долю атеистов. Если всех верующих госслужащих и народ отделить от государства, то от государства может ничего не остаться. «Русская Православная Церковь приемлет отделение Церкви от государства, но выступает против отделения веры от жизни, а Церкви от общества»17.

Должно преодолеваться отчуждение государства от общества. Одним из основных каналов передачи импульсов от гражданского общества к государству являются традиционные религиозные организации, которые составляют важный сегмент гражданского общества. Церковь – это часть общественной системы государства и, причём, немалая.

Отделение религиозных объединений от государства не исключает, а, напротив, предполагает их взаимодействие.

Существует три модели отношений между светским государством и религиозными объединениями: сепарационная, авторитарная и кооперационная. Сепарационная модель подразумевает самостоятельное, независимое существование государства и религиозных организаций. Авторитарная модель может функционировать как при диктатуре, так и при демократии, в этом случае лидеры авторитарного государства признают религиозные ценности, государство целиком финансирует основные религиозные организации и пытается полностью подчинить их своим идеологическим интересам18.

По мнению И. В. Понкина, для нашей страны более приемлема кооперационная модель. Кооперационная модель отношений между государством и религиозными объединениями предусматривает, что государство и религиозные объединения являются равными партнерами, договариваются о взаимной поддержке, правах и обязанностях. Фактически, действуют два источника правового регулирования: конституционно-правовое регулирование и договорное регулирование в рамках действующего законодательства. Государственная религия не устанавливается.

К.Г. Каневский, ссылаясь на статью 2 Конституции РФ (в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью), рассматривает государственно-конфессиональные отношения как совокупность двух блоков общественных отношений: взаимоотношений государственных органов, организаций и учреждений, с одной стороны, с религиозными органами, организациями и учреждениями – с другой, а также индивидуальных форм реализации права на свободу совести и вероисповедания19. Такой подход позволяет учесть не только коллективные, но и индивидуальные права по реализации свободы вероисповедания.

Государство как субъект государственно-конфессиональных20 отношений представлено в виде государственных органов, организаций, учреждений и предприятий. Содержание государственно-конфессиональных правоотношений складывается из субъективных прав и юридических обязанностей религиозных объединений и отдельных верующих, с одной стороны, и органов государственной и муниципальной власти, соответствующих организаций, учреждений, предприятий, с другой стороны; возникает из оснований, предусмотренных нормами государственного права и внутренних религиозных установлений.

Как отмечается в параграфе III.8 Основ социальной концепции Русской Православной Церкви областями соработничества религиозных объединений и государства в нынешний исторический период являются: миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях; забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры; диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для религиозных объединений21.

Субъектами отношений государства и религиозных объединений выступают:

со стороны государства — органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные учреждения и другие организации (в том числе образовательные, научные, культурные, государственные средства массовой информации); со стороны религиозных объединений – религиозные организации и религиозные группы, их руководящие либо координирующие органы, духовные образовательные учреждения, а также созданные при участии религиозных организаций учреждения и иные организации, осуществляющие различные виды социально-гуманитарной, образовательной, культурно-просветительской, информационной и иной деятельности. Религиозные группы, не обладающие правами юридического лица и не являющиеся субъектами права, тем не менее, могут быть субъектами государственно-конфессиональных отношений, поддерживать контакты с органами власти.

Существуют следующие уровни отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации: общегосударственный (федеральный), субъекта Федерации и местный (муниципальный).

Пункт 16 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15.01.1989 г. налагает на государства – участников обязательства содействовать участию религиозных объединений в жизни страны.

Для реализации этих обязательств в Российской Федерации на федеральном уровне были сформированы Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации22, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации23, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Аналогичные структуры созданы в субъектах Российской Федерации.

Это показывает, что Российское государство в лице его высших должностных лиц считает взаимодействие с религиозными объединениями важной частью государственной деятельности. Государство вступает в отношения не с религией как с мировоззрением, учением, богословием, а с религиозными объединениями, организованными обществами верующих людей.

Взаимодействие с обществом подразумевает одновременно широкую программу церковно-государственного сотрудничества24.

Стало традицией совместное участие Церкви и государства в праздновании Дней славянской письменности и культуры25, приуроченной к дню памяти (24 мая) святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, памятных дат России26, например, 4 ноября – День народного единства27; 25 января – День российского студенчества28(«Татьянин день»); 28 июля – День Крещения Руси29.

Дни воинской славы России и памятные даты России имеют прямую неразрывную духовную и историческую связь с Русской Православной Церковью, поэтому они нередко публично проводятся совместно с государством30.

Обособленность религиозных объединений по отношению к общей системе управления государством не отделяет их от общества, с которым они связаны общей духовной, нравственной и культурной жизнью страны. Религиозные организации оказывают мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступают важным стабилизирующим и консолидирующим фактором многонационального народа России.

Русская Православная Церковь не участвует в политической борьбе, и с ее стороны нет никаких заявлений на статус государственной религии. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства31. Церковь не может занимать ту или иную сторону в политической схватке, поддержать одну партию в противовес другой партии. Верующие состоят в разных партиях, поэтому Церковь внепартийна и надпартийна. Но это не означает, что Церковь не вправе давать нравственную оценку действиям властей, политическим программам и заявлениям.

Отделение религиозных объединений от государства не должно толковаться как отрицание или умаление общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.55 Конституции РФ). Ничто в законодательстве о свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией России или вытекающих из международных договоров Российской Федерации (п.3 ст. 2 Закона ). Свобода вероисповедания (ст.28 Конституции РФ) не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ч.3 ст.56).Наличие этой фундаментальной нормы в Основном законе государства запрещает государству рассматривать религию как отрицательное социальное явление и стремится максимально ограничить роль религии в жизни общества.

Свобода вероисповедания – это естественное право, которым наделён человек от рождения (ч.2 ст.17 Конституции РФ) и оно не зависит от воли государства, не оно дарует его людям. Напротив, государственная власть связана этими правами в том смысле, что обязана признавать, соблюдать и гарантировать их32. Поэтому воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания33, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии34, с пропагандой религиозного превосходства35, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий36, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.

Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются37.

Как правоведу, так и обывателю необходимо всегда учитывать, что отношения государства и религиозных объединений, регулируются ни одной нормой «об отделении», а обеспечиваются совокупностью правовых норм, гарантирующих свободу вероисповедания и право на культурное развитие в рамках своей духовной национальной культуры и запрещающих дискриминацию по признаку отношения к религии. Ограничение же государством возможностей для деятельности религиозных объединений прямо или косвенно ограничивает религиозную свободу каждого верующего, которую оно обязано гарантировать и защищать.

Отказ пойти навстречу религиозной деятельности в том, в чём бы пошли навстречу любой иной деятельности нерелигиозной организации, противоречит как принципу религиозной свободы, так и принципу беспристрастности, который должен стать главным ориентиром для государственной власти в этом вопросе38.

Итак. «Отделение религиозных объединений от государства» – это организационно-правовая автономия от государственной власти самоуправляемых, саморегулируемых религиозных объединений и разделение сфер компетенции. Теоретическое различие между религиозными объединениями и государством гарантирует принцип религиозной свободы, но его не следует смешивать с атеистическим типом разделения между Церковью и государством, нацеленного на отдаление веры от повседневной и общественной жизни. Такой тип разделения приводит к господству секулярной идеологии и нарушению фундаментальных прав и свобод граждан. Причём отделение религиозных объединений от государства не исключает осуществления ими общественного контроля по выполнению государством своих функций в соответствии с законодательством.

Важно понимать, что рассматриваемая норма регулирует конституционные отношения, субъектами которых являются не граждане, а юридические лица: государственные органы и религиозные организации. Она устанавливает правовое положение религиозных организаций, а не свободу вероисповедания, которая регулируется другими конституционными нормами.

В свете сказанного становится очевидным, что конституционные нормы и принципы служат для установления диалога, а не изоляции власти и народа, государства и общества, гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от отношения к религии.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. Т.1. – М.: Юрист, 2006.

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2007.

3. Баглай М.В.,Туманов В.А.. Малая энциклопедия. Конституционное право.-М.: Изд-во БЕК,1998.

4. Закон РФ от 11.03.1992г. N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”.

5. Каневский К.Г. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

6. Кирилл (Гундяев), митр. Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 2.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” (КоАП РФ) от 30.12.2001г. N 195-ФЗ.

8. Конституция Российской Федерации.

9. Лихачёв Д. С. Заметки о русском // Новый мир. – 1980. № 3.

10. Можно ли отделить Церковь от жизни? – М.: Даниловский благовестник, 2002.

11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.

12. Понкин И. В. Конституционно-правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юр. наук. М.,2001.

13. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.01. 1991 №568-1 «О Дне славянской письменности и культуры».

14. Постановление Правительства РФ от 09.07.1994 г. № 820 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и ее персонального состава» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 12. – Ст. 1402.

15. Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. № 192-рп «О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 18. – Ст. 1644;

16. Распоряжение Президента РФ от 2 августа 1995 года № 357-рп «Об утверждении положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 32. – Ст. 3294.

17. Русская Православная Церковь и право: комментарий. /Отв. ред. М.В. Ильичёв. – М.: Изд-во БЕК, 1999.

18. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996г. N 63-ФЗ.

19. Федеральный закон от 13.03.1995 г. N 32-ФЗ “О днях воинской славы и памятных датах России”.

20. Федеральный закон от 03.04.1995 г. N 40-ФЗ “О Федеральной службе безопасности”.

21. Федеральном законе от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.

22. Федеральном законе от 10.01.1996 г. N 5-ФЗ “О внешней разведке”.

23. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

24. Франческо Марджотта Брольо, Чезаре Мирабелли, Франческо Онида. Религии и юридические системы. Введение в сравнительное церковное право/Пер. с ит. -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008.

25. Юридический энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.Я. Сухарев; Ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский. – М.: Сов. энциклопедия, 1984.

__________________________

Сноски:

1 Ст. 4 Закона.

2 Ст. 16 Закона.

3 Ст.16 Закона.

4 Ст.20 и 21 Закона.

5 Ст.22 Закона.

6 Ст.23 Закона.

7 Ст.24 Закона.

8 П.п.3 и 4 ст.3 Закона.

9 Русская Православная Церковь и право: комментарий. /Отв. ред. М.В. Ильичёв. – М.: Изд-во БЕК, 1999.С.27. Это необходимо особенно иметь ввиду в контексте законов шариата в исламе.

10 «Условиями церковно-государственного взаимодействия должны являться соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, невовлеченность Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин» (III.8.Основ социальной концепции Русской Православной Церкви).

11 Юридический энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.Я. Сухарев; Ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский. – М.: Сов. энциклопедия, 1984. – С. 233.

12 Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. Т.1. – М.: Юрист, 2006. С.360.

13 Можно ли отделить Церковь от жизни? – М.: Даниловский благовестник, 2002.С.13.

14 Дело в том, что любая реальная социальная работа – попечение о военнослужащих, о больных в больницах, о заключенных в тюрьмах, кормление бродяг бесплатными обедами, что угодно еще – требует взаимодействия и сотрудничества с государством. Любой человек и любое сообщество, которое пытается что-то делать для улучшения нравов и помощи согражданам, оказывается перед необходимостью взаимодействовать с государством; с тем, которое реально есть, со всеми его возможными недостатками.

15 Лихачёв Д. С. Заметки о русском // Новый мир. -1980. № 3. С.25.

16 8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча председателя Правительства Российской Федерации В. Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России/ Русская линия. 08.02.12 21:31. http://rusk.ru/newsdata.php?idar=53019.

17 Кирилл (Гундяев), митр. Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 2. С. 34.

18 Понкин И. В. Конституционно-правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юр. наук. М.,2001.

19 Каневский К.Г. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 7 – 8.

20 В Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) открыта специальная кафедра государственно-конфессиональных отношений.

21 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.

22 См.: Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. № 192-рп «О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 18. – Ст. 1644; Распоряжение Президента РФ от 2 августа 1995 года № 357-рп «Об утверждении положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 32. – Ст. 3294.

23 См.: Постановление Правительства РФ от 09.07.1994 г. № 820 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и ее персонального состава» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 12. – Ст. 1402.

24 Так, ежегодно проводятся Международные Рождественские образовательные чтения с участием педагогов, деятелей науки и культуры, которые играют значительную роль в научной и педагогической жизни страны. При участии Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике создан «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования». Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» совместно с РАН России, Минобрнауки, Министерства культуры и рядом других научных и культурных центров России и зарубежья выпускается многотомная Православная энциклопедия.

25 Установлены Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.01. 1991г. №568-1 «О Дне славянской письменности и культуры».

26Установленных Федеральным законом от 13.03.1995г. N 32-ФЗ “О днях воинской славы и памятных датах России”.

27 Данный церковно-государственный праздник, связан с историческими событиями чествования Казанской иконы Божьей Матери и преодоления «смутного времени» 1612 г.

28 25 января – в день памяти святой мученицы Татьяны в 1755 году Императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об открытии Московского университета, «Татьянин день» стал праздноваться сначала как день рождения Университета, а позднее и как праздник всех студентов.

29 По церковному календарю 28 июля – день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя Руси (988 г.).

30В связи с памятными датами России, по инициативе государственных организаций и общественных объединений могут проводиться публичные мероприятия (ст.5 Федерального закона от 13.03.1995г. N 32-ФЗ “О днях воинской славы и памятных датах России”).

31 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2007. С.189.

32 Баглай М.В.,Туманов В.А.. Малая энциклопедия. Конституционное право.-М.:Изд-во БЕК,1998. С.136-137 .

33. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК РФ). Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ). Злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ). Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

34 Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (Ст. 5.26 КоАП РФ ). Обстоятельства, отягчающие наказание (п.п. «е», «ж» ч.1 ст. 63 УК РФ). Вандализм (ст. 214 УК РФ).

35 Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ).

36 Вандализм ( ст. 214 УК РФ). Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ). Надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст.244 УК РФ). Геноцид (ст. 357 УК РФ).

37 п.6 ст.3Федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

38 Франческо Марджотта Брольо, Чезаре Мирабелли, Франческо Онида. Религии и юридические системы. Введение в сравнительное церковное право/Пер. с ит. -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008.С.336.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *