Официальный сайт Донской духовной семинарии - высшего духовного учебного заведения.
 

В духовной школе обсудили историю развития и современные тенденции в устройстве иконостаса

19 февраля 2025 года, в рамках работы студенческого научно-богословского клуба, в актовом зале Донской духовной семинарии состоялась встреча со старшим преподавателем иконописного отделения ДДС, выпускницей и преподавателем Иконописной школы Московской духовной академии, иконописцем, матушкой Натальей Пироговой. 
 
Темой встречи стал «Иконостас. История развития и современные тенденции».
В мероприятии приняли участие: руководитель студенческого научно-богословского клуба при семинарии, старший дежурный помощник проректора по воспитательной работе, преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин ДДС иерей Артемий Чамин, заведующий кафедрой библеистики и богословских дисциплин ДДС, кандидат богословия иерей Олег Пирогов, студенты богословско-пастырского и иконописного отделений, преподаватели ДДС. 
 
Гостями встречи стали учащиеся восьмого «казачьего» класса СОШ № 77 имени Героя Советского Союза Владимира Мыльникова во главе с преподавателем истории Леоном Дановым. 
С приветственным словом к собравшимся обратился иерей Артемий Чамин. 
Перед началом встречи клуба Наталья Пирогова задала присутствующим несколько вопросов для размышления:  «Задумывался ли кто-нибудь о том, для чего необходим иконостас в храме? Всегда ли он существовал? Как выглядел первый иконостас? Символическое значение иконостаса? Во всех ли православных храмах есть иконостас? Сколько рядов должно быть у иконостаса? Имеют ли они названия?»
 
Иконописец рассказала об иконостасе, истории возникновения, современных тенденциях его развития.
Весь рассказ преподавателя иконописного отделения ДДС сопровождался презентацией на мультимедийном экране, что позволило наглядно увидеть виды иконостасов и алтарных преград, отдельные их части.
 
Участники встречи узнали о высоком русском иконостасе и его типах, алтарных преградах, как ранних, так и развившихся со временем, интерколумниях, латеранском фастигиуме, антепендиуме, русских алтарных пеленах, а также Новгородской алтарной преграде домонгольского периода.
Также слушатели узнали, как повлияла римская архитектура на развитие алтарной преграды и иконостаса.
«Конструкция алтарной преграды, состоящая из колонн и архитрава, восходит к архитектурному облику входа во Святая святых ветхозаветной скинии. Библейское описание создания скинии и выполненные на его основании реконструкции свидетельствуют о том, что вход во Святая святых был оформлен в виде четырех деревянных колонн, обложенных золотом, и образуемого ими тройного прохода. Пролеты были завешены тканевыми завесами, украшенными изображениями херувимов.
Таким образом, тканевые завесы, натянутые между столбами, отделяли Святая святых», — отметила Наталья Пирогова. 
По словам Павла Флоренского: «Иконостас — это не стена, а окно, открывающее доступ к Таинствам и небесным видениям».
 
Наталья Валерьевна сделала акцент, что завесы имеют и конструктивное, и символическое значение. О составе завес и их цвете также говорится в Священном Писании Ветхого Завета, в книге Исход: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона, искусною работою должны быть сделаны на нем херувимы. И повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных. И повесь завесу на крючках и внести туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять ваше святилище от Святого-святых (Исх.26:31-33)».
 
В завершении мероприятия лектор отметила: «Главная идея иконостаса — это история Царствия Божия…», а также ответила на вопросы слушателей.