Основная полемика христианства и язычества происходит в сфере религии. Именно здесь разрешаются самые главные вопросы человеческого бытия – о природе зла, о божественном влиянии на мир, о предназначении и смысле жизни человека, о взаимоотношении к сверхъестественному. Различия в ответах на эти вопросы в христианстве и язычестве – фундаментальны, именно это апологеты ставили своей задачей показать. Говоря о культуре языческого мира, Иустин всячески старается показать его родоначальника, и убеждает нас в реальности духовных сущностей, которые стоят за божествами и мировоззрением того мира, который формируется языческим культом. Поэтому попытаемся проанализировать воззрения св. Иустина на бытийную основу и культурную составляющую языческой религии, которые представляют собой движущий мотив критики язычества.
Внимательное и вдумчивое прочтение трудов Иустина являет нам его представление о языческой религии. Он всячески показывает, что эта религия есть не что иное, как результат деятельности падших духов, которые противятся божественному закону мироздания. Отступив от Божественного закона, они в свое отступничество вовлекают и людей. Этих духов языческая религия признает за своих богов, хотя, по сути, это демоны. И если древнегреческая философия представляла существо демонов в качестве промежуточного звена между небесами и землей (богами и смертными), то в Библии мы находим упоминание о них совершенно в другом качестве. «Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним все боги» (Пс. 96, 7). Во Второзаконии (Втор. 32, 17), где языческий бог в греческом переводе – это – «демон», мы видим тоже самое. Апостол Павел определяет демона, как идола (1 Кор. 10, 20). Ту же идею мы находим в Апокалипсисе (Ап. 9, 20).
Во второй апологии, апологет дает свое учение о происхождении демонов, а вместе с тем и греческой языческой религии. Здесь апологет говорит о том, что в начале времен, некоторые «ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами, и родили сынов так называемых демонов; а затем наконец поработили себе человеческий род частью посредством волшебных писаний, частью посредством страхов и мучений, которые они наносили, а частью через научение жертвоприношениям, куреньям и возлияниям, в коих сами возымели нужду, поработившись страстям и похотям; и они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло. Поэтому и поэты, и мифологи, не зная, что все ими описываемое делали с мужчинами и женщинами, городами и народами, ангелы и рожденные от них демоны, приписали это самому Богу и сынам родившимся, как от семени Его, так и от называемых Его братьев Посидона и Плутона, а равно и от детей их» [1, гл. 5].
Апологет нам рисует картину возникновения греческой религии. Именно деятельностью падших ангелов и рожденных от них демонов св. Иустин связывает ее существование. Падшие сверхъестественные существа вмешиваются во все сферы жизни человечества – в жизнь личную, общественную, государственную. Духи эти, порабощают себе человека волшебством или запугиванием, заставляя воздавать себе божеские почести. Не имея познания истинного Бога, греческие поэты и мифологи приписывают этим действиям божественный характер, называя злых духов – богами. Несмотря на то, что системного учения о едином боге у греков не было, тем не менее, им не была чужда идея Единого Бога, однако в языческом мировоззрении эта идея спокойно уживалась с учением о многих богах, которые, в отличие от Высшего Бога имеют вполне личный характер и которым подобает поклонение. Так, например, Цельс полагает, что люди должны воздавать почести подчиненным богам или демонам, которые являются слугами и сатрапами высшего Бога [2, с. 34]. Итак, Иустин не отрицает реальность языческих богов, однако для него они не боги, а демоны – падшие ангелы. Античное учение о демонах – промежуточных существах между миром богов и людей Иустин соединяет с библейским учением о падших ангелах.
В представлении античных людей, демоны не обязательно враждебны человеку. Древнегреческие философы существо демонов видели в том, что они являются неким промежуточным звеном между богами и смертными [3, с. 54]. Для стоиков они – составляющая той силы, которая объединяет все вещи. Они получают жертвы от людей в качестве богов, и имеют магическое влияние на судьбу людей. По словам Трубецкого, в стоицизме: «Демоны посредствуют частные проявления Промысла, ту универсальную необходимость, которая царствует в мире, и в то же время они посредствуют и отношения человека к Божеству, которое стоит за ними: в личной нравственной жизни, точно так же как и в культе, Божество как бы индивидуализируется в них, являясь нам как то δαιμόνιον — бог или демон» [4, с. 98]. Ксенократ характеризовал промежуточное положение демонов говоря, что они могут быть хорошими и плохими, и то, что они не подобны богам в том, что подвержены страстности. Платоники второго столетия, такие, как Максим Тирский, Плутарх, Апулей, считали демонов посредниками. Так Плутарх считал, что демоны в мире делают те дела, о которых не заботится бессмертное и неизменяемое Божество [5, с. 231].
Бог, сотворивший мир, устроил все в определенном порядке, все покорил человеку и всему дал Божественный закон [1, гл. 5]. И в этом творении не было места демонам. Поддержание порядка Бог поручает ангелам, которые отпав от Бога и породив демонов извратили и само мироустройство, о котором они должны были заботиться [1, гл. 5]. Суть грехопадения ангелов в том, что они оставляют заповеданное Богом и отпадая они утрачивают свое высокое превосходство и достоинство, еще больше падая входят в связи с земными женщинами, от которых происходят демоны. Демоны подчиняют себе человечество [1, гл. 5].
Итак, Иустин объясняет происхождение демонов от падших ангелов, которым было поручена поддержка порядка в созданном мире. Свою функцию падшие ангелы продолжают сохранять и после своего отступления, однако уже в отрицательном значении, потому св. Иустин закон несправедливости в мире объясняет действием демонов [1, гл. 7]. По мысли Иустина, нет никакого безличностного закона космического миропорядка – судьбы: «И не по судьбе люди действуют или терпят случающееся с ними, но – думаем – каждый делает добро или грешит по своему выбору» [1, гл. 7], источник же зол в мире, – сознательное беззаконие демонов, за которое они, вместе с нечестивыми людьми понесут должное наказание [1, гл. 7].
По мнению некоторых исследователей, учение Иустина о появлении демонов возникает на основе толкования 6 главы книги Бытия в иудейской апокрифической и раннехристианской литературе [6, с. 138]. Так Бытие говорит о том, что сыны Божии стали брать себе в жены дочерей человеческих и от этих браков рождались гиганты. Одно из толкований этого места распространенное в раннехристианское время – это падение таким образом ангелов и появление демонов. Книга Еноха описывает падение ангелов как увлечение похотью. Ангелы, приняв заботу о человеке уклонились ко злу и вместе со своим предводителем были низринуты на землю. Эти идеи Иустин использует для своей интерпретации эллинской мифологии. Отталкиваясь от идеи Личного Единого Бога Библии Иустин, не отрицая реалистичности греческой языческой религии, указывает на ее фундаментальное заблуждение – служение падшим существам.
Таким образом св. Иустин определяет начало языческой религии, служение демонам и видит в том, что люди стали их почитать как богов, по своему заблуждению, видя сокрушительную силу демонов. Кроме того, называли демонов по именам, которые они сами себе давали [1, гл. 5]. И в этом Иустин видит принципиальное отличие языческих богов от Бога Истинного. Апологет подчеркивает, что демоны имеют имена, Бог же имени не имеет, Он непостижимое Существо: «Ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше себя, который дал Ему имя. Что же касается до слов: Отец, Бог, Творец, Господь и Владыка, – это не суть имена, но названия, взятые от благодеяний и дел Его … Бог не есть имя, но мысль, всажденная в человеческую природу, о чем-то неизъяснимом» [1, гл. 6]. В этом отрывке видится взгляд Иустина на существенной различие между языческой и христианской религией. Можно предположить, что протест Иустина против языческой религии – не только неприятие политеизма, но и отвержение пантеизма.
Демоны, не желая быть раскрытыми, преследуют тех людей, которые заботятся о постижении истины. Как пример этому, Иустин приводит «христианина до Христа, Сократа. Как христиане отказываясь почитать ложных богов, так и Сократ, зная, что они злы в своих делах «…решился обнаружить это, руководствуясь истинным разумом и исследованием, и отвести людей от демонов» [7, гл. 5]. Смерть Сократа, как и гонение на христиан являют беззакония демонов, которые не хотят, чтобы правда об их происхождении и сути была узнана. Иустин говорит, что Сократ, в своем неприятии демонов за богов руководствовался «истинным разумом и исследованием» [7, гл. 5]. Этим самым он утверждает, что языческая религия – результат обмана и насилия, состояние неестественное для человеческой природы с ее врожденной причастностью истине – Логосу.
Итак, как мы видим, Иустин показывает нам, что демоны действуют ложью, запугиванием, магией, пытаются разрушить истину. Дело их представляется противоположным делу Логоса [8, с. 31]. Таким образом они пытаются вернуть утраченное могущество и силу. И главная задача – подчинить себе человека. У Иустина можно выделить 5 видов деятельности демонов для достижения своих целей:
- Воздействуют на жертву при помощи снов [7, гл. 14].
- Пленяют через использование «магических чарований» [7, гл. 14] и «волшебных писаний» [1, гл. 5]. Отсюда берет свое начало оккультизм и нечестивые обряды оккультных практик.
- «Через научение жертвоприношениям, куреньям и возлияниям, в коих сами возымели нужду» [1, гл. 5], обряды языческой религии – работа демонов. Они нуждаются в этом и являются идолами, которым служат люди. Эти истуканы далеко не безобидны. Они решительно являют зло, а люди приносят им жертвы. Вся бесчувственная пустота языческого богослужения, навязанная человеку, ясно показывает, что языческие ритуалы подчинены демонам и те, кто их совершает, слепы для истины.
- Через писания поэтов, мифы, историю. Демоны подчиняют людей посредством мифологии и истории языческой религии. Выдумывая истории, вдохновляют ими поэтов, которые сами того не понимая, становятся их инструментами. Демоны распространяют ложь через искусно сконструированные истории, которые лишь похожи на истину [7, гл. 23]. Это истории о необыкновенных рождениях, знаменьях, блужданиях, схождениях в мир, страданиях и восхождениях на небеса. Цель этих историй – затмить истину – Христа. Именно сходство с истиной многих вводит в заблуждение и раздумье о том, где же правда: в них, или в христианских Писаниях. А некоторые подвергают сомнению новизну и уникальность Евангелия. Мифология демонов направлена на дезориентацию человека – эта преграда из лжи и фальши призвана отвратить людей от Христа.
- В христианскую эпоху, через активное содействие еретикам, которые вносят раздор и ссоры в среду верующих, пример – Симон Маг, Маркион, Менандр и др. [7, гл. 56]
К сожалению, ложь и беззакония демонов имеют такую силу в следствие греховности и страстности людей. Удобопреклонность греху дает готовность людей поддержать злые дела демонов. Чего более может желать жестокий человек, как ни обвинения того, кто своей праведностью обличает его нечестие? Так порочные люди в союзе с демонами ополчились против христиан, на которых устраиваются повсеместные гонения [1, гл. 7].
Нет ничего странного и неожиданного в гонениях на христиан, считает Иустин. Стоики были прекрасны в своей этике, за это и были ненавидимы и убиваемы. Так пострадал Гераклит и Мусовий и другие. «Ибо демоны, как я показал, всегда производили то, что все старавшиеся сколько-нибудь жить согласно с разумом и удаляться зла, были ненавидимы» [1, гл. 8]. Гераклит, Сократ и многие другие жили в согласии с семенем Логоса в них. Христиане же живут Всем Логосом, поэтому гонения против них намного сильнее. Но демоны, в конце концов, понесут за это достойное наказание [1, гл. 7].
Таким образом, интерполируя выводы данной работы на наше время, можно понять причину крайне враждебной ненависти к христианам со стороны не только различных групп неоязыческого толка, но и любого мировоззрения, противоречащего христианству в корне. А причина одна – противление Истине, и не смотря на вражду и разделение между этими группами, в одном они едины – это борьба со Христом и желание увлечь и погубить как можно большее количество людей.
Список литературы
- Мч. Иустин Философ. Апология первая. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/#0_2 (дата обращения: 21.04.2022).
- Ориген. Против Цельса. 7, 25.: Пер. с греч. Л. Писарева.// Сочинение Оригена Учителя Александрийского. М., 1996. С. 34.
- Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. М., 1991. С. 54.
- Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. М.: Мысль, 1994. С. 98.
- Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб.: Алетейя, 1996. С. 231.
- Мень Александр, протоиерей. Исагогика. М.: Фонд имени Александра Меня, 2000. С. 138.
- Мч. Иустин Философ. Апология вторая, представленная в пользу христиан римскому сенату. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/#0_1 (дата обращения: 21.04.2022).
- Norris R. A. God and World in Early Christian Theology. Seabury Press, 1965.