Регент – это неспособность жить без Бога, без службы и без пения

Беседа с руководителем регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии иеромонахом Аверкием (Шапошниковым)

Отец Аверкий, как Вы считаете, почему за богослужением в Православии не используются инструменты?

Голос — это уникальный инструмент, который дал нам Сам Господь. И это самый важный инструмент. Создание инструмента – дело рук человека, а голос — это создание Творца, и человек раскрывает возможности этого инструмента для передачи тончайших нюансов человеческой души посредством звука, неся свет тепло и радость людям. В храме используют единственный из музыкальных инструментов — колокол, который сопровождает значимые части службы. На нём можно играть мелодии и выбивать ритмы. Но прославлять Бога должен именно голос.

Если вспомнить историю, на поместном соборе 1917-1918 годов поднимался вопрос об употреблении музыкальных инструментов за службой. Этот вопрос поднял известный церковный композитор Александр Гречанинов. Он выступал за введение в православное богослужение органа. Ему возражали другие участники собора, в частности, преподаватель Холмской духовной семинарии Григорий Ольховский – он утверждал, что на западе в своё время орган был введён в богослужение не в духовных, а в стратегических целях, чтобы привлечь в церковь людей, которым в храме во время богослужения было непонятно и скучно. Гречанинова поддержали такие известные композиторы, как Александр Кастальский и протоиерей Дмитрий Аллеманов. Но они говорили не об органе (всё-таки это громоздкий инструмент), а о фисгармонии как об инструменте, который помогал бы певчим держать строй. Тогда многие отмечали, что при засилии партеса на будничных службах во многих храмах «пели из рук вон плохо». Но причины этого были не духовные, а чисто технические. Регент архиерейского хора Павел Клодинов от Варшавской епархии был категорически не согласен с подобными аргументами и утверждал, что у католиков орган нанес огромный вред простонародному пению.

Некоторые прихожане во время Литургии пытаются подпевать хору. Как Вы к этому относитесь?

Народное пение должно присутствовать в храме. В нашем семинарском прихожане поют: «Воскресение Христово видевшее», величание святым, Символ веры и Отче наш, а на всенощном бдении поётся «Богородице Дево, радуйся». По слову Святейшего Патриарха Кирилла: «Возрождение народного пения — это один из путей воцерковления нашего народа, потому что человек, участвующий в пении, слышит эти мощные звуки, когда он стоит в народе и справа и слева, он как бы погружается в особую стихию молитвы. Он чувствует, что такое их приход, их община, он чувствует своё участие в Божественном служении». Ранее в некоторых храмах существовала так называемая Народная литургия, когда весь народ пел с определённым обученным человеком всю Литургию. В семинарском храме мы хотим возродить эту традицию.

В наших храмах не так мало прихожан, которые имеют музыкальное образование. В связи с этим не стоит ли в приходе для общего доступа разложить ноты, чтобы люди могли взять их домой, ознакомиться с теми песнопениями, которые будут петься на Литургии и вместе с хором петь на богослужении?

В нашем храме есть замечательная традиция — в воскресенье вечером мы поем на распев акафист Божией Матери «Радуйся, Невесто неневестная». Собирается вся семинария: пастырское, регентское, иконописное отделения и прихожане. Раздается акафист, и все в храме его поют. Тексты и ноты можно найти в интернете на православных сайтах «Азбука веры» и «Православие.ру». Там же представлены тексты Божественной литургии. Ноты обиходных песнопений на сайте с нотами ikliros.com. Полезно в качестве обучения слушать и записи профессиональных хоров. Могу порекомендовать Сретенский хор и хор Троице-Сергиевой Лавры. Возрождение народного пения – это важная и серьезная задача, которая стоит перед нами. Ее способны осуществить профессиональное регенты, которые будут обучать народ церковному пению.

Отец Аверкий, расскажите, что представляет собой современное регентско-певческое отделение.

Наше регентско-певческое отделение осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с Ростовским колледжем искусств, где воспитанницы изучают музыкальные дисциплины, а на базе духовной школы проходит изучение богословских и церковно-певческих предметов, это дает возможность нашим выпускникам получать два диплома: один – церковного с присвоением специальности «регент церковного хора», а другой – государственного образца, об окончании колледжа с присвоением специальности «дирижер, преподаватель», а также иметь широкий кругозор и представление не только о пении Церкви, но и о светском пении.

Какие требования предъявляются к церковному регенту сейчас?

Во-первых, регент должен не только прекрасно знать службу, но и быть привязанным к ней душой и сердцем. Во-вторых, он должен быть музыкально образованным, грамотным человеком. Эта грамотность не ограничивается сугубо церковной сферой, но должна охватывать музыкальную культуру в более широком представлении. Важно понимать, как надо петь. Я имею в виду осознанность человека. Либо он прочитывает богослужебный текст с полным осознанием и отсюда понимает, какая музыка к данному тексту подходит, либо человек гонится только за красивой музыкой, не осознавая глубинный смысл текста. Кроме этого необходимо знать историю музыкальной культуры, понимать, как она развивалась, с чего началась, куда пришла, какие этапы были пройдены, от чего отказались, что осталось незыблемым.

Воспитанник должен быть хорошо образован в дирижерском плане, то есть владеть системой дирижерского языка, потому что не должны возникать ситуации, когда дирижер что-то хочет, а не может это выразить, не находит для этого соответствующие средства. Все его музыкальные и церковно-певческие задумки должны быть воплощены в жесте. И, в конце концов, регент должен быть очень хорошим организатором. Надо привлечь людей, создать из них коллектив, сделать из них церковных певчих. Поэтому нужно быть и тонким психологом, и мудрым педагогом.   

Кто сегодня больше идет учиться на регентов: ребята или девушки?

Девушки. Ребят идет значительно меньше. С 2012 года в нашем отделении училось всего 5 мальчиков. Трудно сказать, почему сегодня профессия регента стала в основном женской. Почему в общеобразовательную школу идет работать больше женщин, чем мужчин? Наверное, тут сейчас определенную роль играет экономический момент, мужчина должен больше зарабатывать. Но, если обратиться к истории, то регент – это мужская профессия, она формировалась и развивалась именно как мужская. Хотя сейчас достаточно много ярких примеров женщин-регентов и женщин-дирижеров.

Известно, что от пения хора зависит настрой и молящихся, и священника в храме. На Ваш взгляд, как должны исполняться песнопения за богослужением?

В ответ на этот вопрос приведу слова Святейшего Патриарха Алексия I, мнение которого мне очень близко к сердцу: «Если в просьбах наших к людям, от которых мы ожидаем получить то или иное, мы выдерживаем нужный, часто почтительный и во всяком случае серьезный тон, то почему в прошениях наших к Господу мы дерзаем брать тон дерзновенных и легкомысленных театральных излияний, исключающих всякое благоговение.

Исполнение церковных песнопений в крикливом тоне светских романсов или страстных оперных арий не дает возможности молящимся не только сосредоточиться, но даже уловить содержание и смысл песнопения. Такое пение дает лишь впечатление слуху, но в душе не оставляет никакого следа. Зачем нам гоняться за слепым подражанием светскому пению, когда у нас есть изумительные образцы пения строго церковного, освященного временем и традициями церковными?».

А как воспитанницам привить правильный вкус именно церковного пения, пения молитвенного?

Мы сейчас этим и занимаемся с преподавателями-регентами нашей школы. Лучшие образцы молитвенного церковного пения пришли к нам из монастырей, и это пение не только по музыкальности, но и по своему духу соответствует духу Церкви и церковного пения, потому что создано из опыта молитвы. И многие церковные композиторы, такие как П.Г. Чесноков, А.Д. Кастальскийи др. гармонизировали древние монастырские напевы, как сокровища русского православного пения. Но есть и другие напевы, которые не уступают монастырским. Знаменитый регент архимандрит Матфей (Мормыль) говорил: мало песнопение выучить и спеть, его нужно еще «воцерковить». А достигается воцерковление пониманием того, что поешь, не просто красивую музыку пропеть как в театре и уйти, а человеку нужно донести Слово Божие, которое и является основополагающим в пении Церкви, а музыка, это огранка, как на бриллианте. И внутреннее состояние, и внешний образ — все имеет значение. 

В одной из поездок, которую организовала одна благочестивая семья для наших студентов по святым местам, мы увидели форму Московской регентской школы и нам эта идея очень понравилась. По благословению владыки митрополита Меркурия руководитель мастерской «Донская ризница» монахиня Ангелина (Светлова) со специалистами разработали уникальный эскиз и пошили форму нашим девушкам.

Выпускники регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии легко находят себе место в жизни?

Предложений взять их на работу значительно больше, чем самих выпускников. Большинство провинциальных храмов служат сегодня без профессиональных регентов. Тем более, кроме регентской подготовки наши выпускники получают специальность певца, поэтому могут применить себя в качестве высококвалифицированного певца церковного хора, совместив два этих служения. Я уже не говорю о светском дипломе, получаемом нашими выпускниками.

По материалам официального сайта Ростовской-на-Дону епархии

Видео:

Выступление женского хора регентско-певческого отделения ДДС

Камерный женский хор поет за богослужением

фото в галерее — Сергей Грибов