Официальный сайт Донской духовной семинарии - высшего духовного учебного заведения.
 

Доклад ректора Донской Духовной семинарии протоиерея Тимофея Фетисова по итогам прошедшего учебного года

 

Ваше Пресвященство, дорогой владыка Корнилий!

Уважаемые преподаватели и студенты Донской духовной семинарии, дорогие гости!

 
 ÐŸÑ€Ð°Ð·Ð´Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ Актового дня семинарии, определенное по благословению Главы Донской митрополии на день памяти выдающегося архипастыря Русской Церкви святителя Димитрия Ростовского, является хорошей возможностью для того, чтобы подвести итоги деятельности нашей духовной школы за прошедшее время, и, размышляя над историческим опытом и лучшими традициями духовного образования в России, обозначить новые задачи на будущее. Характер и цель этих задач определяется теми вызовами и потребностями которые стоят сегодня перед всей нашей Церковью. На нас, преподавателях и администрации семинарии лежит колоссальная ответственность, ведь будущее нашей Церкви зависит от того, чему и как мы учим будущих пастырей в духовных школах. Какими же нам, в таком случае, надо быть учителями, и кто вообще способен воспитать пастыря, вопрошает святитель Григорий Богослов (2 слово), «словно некую глиняную скульптурку, изготавливаемую за один день, создать защитника истины, который стоит с ангелами, славословит с архангелами, возносит жертвы на горний жертвенник, священнодействует вместе со Христом,.. восстанавливает образ Божий, творит для высшего мира и – скажу больше! – является богом и делает других богами?».
 
 Ð‘езусловно, дар учительства, есть харизматический дар Пятидесятницы, это явление Святого Духа-Утешителя, научающего, по свидетельству апостола и евангелиста Иоанна, учеников всему (Ин. 14:26). Выдающийся богослов 20 века, протопресвитер Иоанн Мейендорф пишет: «Сама Церковь по природе своей в какой-то степени подобна школе… Посредством Святого Духа Христос учит, но также и подает силу учить; Он поставляет апостолов, пророков и учителей (1 Кор. 12:28), которым вверено предлагать не собственные идеи и собственную мудрость, но всю ту же «апостольскую» истину о Воскресении Христа такими способами и в таких формах, какие могли способствовать созиданию Тела Христова» (Мейендорф И., протопр. Пасхальная тайна: статьи по богословию. М., 2013. С. 448).
 
 ÐÐ¾, с другой стороны, дар Святого Духа есть также необходимое условие восприятия преподаваемого учения самим учащимся, ибо по слову апостола Павла «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым” (1Кор.12:3,4). Именно поэтому, залогом успешной деятельности и учащих и учащихся семинарии, является личная соединенность со Христом через евхаристическое общение с Божественным учителем и теоцентричность, т.е. устремленность к Богу, очищение сердца в повседневной жизни, как в семинарии, так и вне стен ее. Эта цель мистическим образом осуществляется в литургии, которая, по словам протопр. Иоанна Мейедорфа (Там же. С. 460), таким образом, «преобразует Церковь из простого человеческого собрания в Тело Христово». Только так, сочетая вертикальное, Божественное измерение с горизонталью человеческой жизни, можно преобразовать и духовную школу из места интеллектуальных упражнений – в «настоящую мастерскую христианской жизни».
 
 ÐÐµ случайно, на встрече Главы Донской митрополии со студентами и преподавателями Донской духовной семинарии 11 сентября сего года, из уст митрополита Меркурия прозвучали слова, которые мы должны «отлить в бронзе», а еще лучше, – живописать на наших сердцах и поставить в основание всей нашей деятельности: «Духовная школа должна выпускать не только людей с высшим богословским образованием, но и людей у которых есть пастырский опыт, которые знают, как разговаривать с людьми. Этот духовный опыт невозможно передать на занятиях, он передается только в храме… Практика в храме это залог будущего успешного служения на приходах. Все то, чему семинаристы научатся в семинарском храме, они будут осуществлять на приходах».
 
 Ð•ÑÐ»Ð¸ же духовное образование полностью превращается в пресловутую схоластику, коллекционирование суммы общеизвестных истин, а реальная духовная жизнь заменяется только рациональными знаниями о ней, а не живым опытом, студент постепенно утрачивает теплоту чувства той веры, которая и привела его сначала к Богу, а затем и идее поступления в семинарию. Схиархимандрит Варсонофий Оптинский с горечью говорил: «Смотрите, в семинариях Духовных и академиях какое неверие, нигилизм, мертвечина, а все потому, что только одна зубрежка без чувства и смысла. Революция в России произошла из семинарии. Семинаристу странно, непонятно пойти в церковь одному, встать в сторонке, поплакать, умилиться, ему это дико. С гимназистом такая вещь возможна, но не с семинаристом. Буква убивает». Древние же говорили об этом так: «qui proficit in litteris, sed deficit in moribus — plus deficit, quam proficit» («кто преуспевает в науке, но отстает во нравах — больше отстает, чем успевает»).
 
 Ð¥Ð¾Ñ‚елось бы, чтобы все мы, и учащие и учащиеся принимали близко к сердцу слова святителя Григория Богослова: «Надо сначала очиститься — потом очищать; умудриться — потом умудрять; стать светом — потом просвещать; приблизиться к Богу — потом уже приводить к Нему других; освятиться — потом освящать».
 
 Ð’ то же время, эти размышления не должны давать повод к другой крайности, которая «благочестиво» считает светскую науку и богословское образование чем-то малозначащим в подготовке будущего священнослужителя. Ректор Общецерковной докторантуры и аспирантуры, митрополит Иларион (Алфеев) однажды сказал: «Мы вступаем в XXI век, в котором вряд ли найдется место невеждам и недоучкам» (Православное богословие на рубеже эпох. Киев, 2002. С. 433). Чтобы успешно и плодотворно нести сегодня свое служение, пастырь обязан обладать широким набором теоретических знаний и практических навыков, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, хорошо владеть не только иностранным языком, но что еще важнее, – уметь понятно для современников, убедительно для слушающего, без косноязычия и агрессии, грамотно излагать свои мысли на родном русском языке. В ином случае, все призывы Святейшего Патриарха, Священного Синода, Архиерейских соборов и Высшего Церковного совета, все высокие задачи, которые ставит перед Церковью сама жизнь, а самое главное заповедь Христа о научении «народов» не будут иметь шансов на осуществление.
 
 Ð¤Ð¾Ñ€Ð¼ÑƒÐ»Ð° идеального духовного образования, дана Святейшим Патриархом еще в бытность им ректором Петербургской Духовной Академии и Семинарии: «Под образованием ‹…› следует понимать не только совокупность знаний и освоение метода научно-богословской работы, но и формирование твердых христианских убеждений, подлинной личной духовности, верности и любви к своему Отечеству. ‹…› Богословие, основанное на Священном Писании и святоотеческой традиции, строгая научность исследования и верность церковному Преданию, открытость проблемам, волнующим современного человека, и способность творчески сохранять неизменными истины апостольской веры; честное стремление к христианскому единству посредством братского экуменического диалога и верность святому Православию; развитие пастырского подхода к современным общественным проблемам совершенствование личной и общинной духовности…». (Кирилл (Гундяев), архиеп. [Патриарх Московский и всея Руси] Богословское образование в Петербурге — Петрограде — Ленинграде: традиция и поиск // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. М., 1986. С. 26.)
Резюмируя наш доклад, этими опередившими свое время и посему до сих пор сохраняющими по сей день актуальность тезисами патриарха Кирилла, предлагаю в контексте поручений митрополита Меркурия, принять за краеугольные принципы нашей совместной работы в Донской духовной семинарии в ближайшем будущем:
 
1. Установление живой связи богословского образования с церковной жизнью – литургической, приходской и общественной, а на личном уровне – с индивидуальной духовной жизнью каждого студента.
 
2. Повышение качества работы преподавателей, которое должно выражаться в креативных подходах к методике преподавания, постоянном обновлением учебно-лекционного материала на основе изучения современной профильной литературы, активным участием преподавателей в научной деятельности и публикациях.
 
3. Прививание навыков самостоятельной исследовательской работы у студентов, что позволит им представлять свои работы на разнообразных форумах и конференциях.
 
4. Формирование комфортного психологического климата в Донской семинарии, индивидуальный подход курсовых наставников, администрации и преподавателей в отношении к студентам, их проблемам и потребностям.
 
5. Ответственное отношение учащихся к своим учебным обязанностями и высоким требованиям к нравственному облику будущего пастыря.
 
6. Развитие и совершенствование связей с высшими учебными заведениями г. Ростова-на-Дону на научном, преподавательском и студенческом уровне.
 
Теперь, когда мы сказали о главном, позвольте в заключение обратиться к цифрам. Традиционный доклад на Актовом дне будет неполным, если мы не обратимся к статистике. 

Из 41 абитуриентов, поступавших на богословско-пастырское отделение, в новом учебном году, приемная комиссия по результатам приемных испытаний сочла возможным принять на очное отделение 27 человек, что на 10 % процентов больше набора прошлого года (в 2012-2013 г.г. принято на обучение 24 человека из 36 абитуриентов) при сохранившейся величине конкурса (около 2 человек на место).
 
 ÐŸÐ¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ели набора на регентско-певческое отделение также демонстрируют уверенный рост: в нынешнем году было принято 19 человек, что на 7 человек больше, чем году предыдущем. Статистика по набору на заочный сектор богословско-пастырского отделения Донской духовной семинарии выглядит следующим образом: успешно сдали экзамены и приняты на обучение 14 человек. Из них – 7 человек, являются офицерами запаса, по благословению митрополита Меркурия предназначенными для формирования кадрового резерва военного духовенства Донской митрополии.
 
 Ð’сего, по состоянию на начало нового учебного года, наша духовная школа, включая семинарский центр дополнительного образования, насчитывает в своем составе около 300 человек из 7 епархий России: Рост численности обучающихся в семинарии по сравнению с истекшим годом составил около 80 %.
 
 ÐžÑÑ‚ановлюсь отдельно на деятельности Центра дополнительного образования. Здесь, стоит отметить, что ДДС первая среди учебных заведений РПЦ подала комплект документов, необходимых для лицензирования системы полубакалавриата, включая разработанную в соответствии с утвержденными Высшим Церковным Советом стандартами программу в ОРОИК. В текущем учебном году, по данной программе уже начата подготовка приходских работников, миссионеров и катехизаторов. При этом, продолжительность их обучения теперь составляет четыре года, в соответствии со стандартами ОРОИК
Число сотрудников и преподавателей составляет 45 человек. Из них 23 имеют ученые степени доктора и кандидата наук.
 
 ÐŸÑÑ‚илетний курс обучения в ДДС в настоящее время насчитывает 45предметов. Из них – 4 были введены со второй половины прошедшего учебного года. Такие дисциплины, как «Решения архиерейских соборов», «Пастырское служение войскового священника» и «Пастырское служение в армии», «Английский язык в сфере теологии» являются собственными инновациями и остаются по сей день отличительной особенностью нашего учебного заведения, выделяя его из чреды остальных семинарий на пространстве Русской Православной Церкви, а программы этих курсов являются интеллектуальной собственностью ДДС.
 
 Ð£ÑÐ¸Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ музыкально-хорового компонента образования семинаристов и труды администрации и педагогов регентско-певческого отделения позволили создать семинарский хор и заложить основу для его дальнейшего развития, свидетельством чего, в частности, победа Донской духовной семинарии на конкурсе областного фестиваля хоровой музыки «Благовест».
В семинарии, также, осуществляются разнообразные социальные и миссионерские проекты: ведется работа с мигрантами, студенты посещают детские дома и тюрьмы, ведут воскресную школу для глухонемых, работают приходскими консультантами в крупных храмах г. Ростова, принимают участие в мероприятиях светских вузов, сотрудничают с профильными отделами Ростовской-на-Дону епархии по всем направлениям ее деятельности.
 
 ÐŸÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ итог сказанному, я бы хотел заверить всех присутствующих в том, что Донская духовная семинария со вниманием выполняет все благословения и поручения Главы нашей митрополии, высокопреосвященнейшего Меркурия, в чем состоит залог ее успешного дальнейшего развития к главной цели – подготовке духовно достойных и профессионально подготовленных кандидатов во священство и другие важные церковные должности на уровне, позволяющем ответственно решать задачи, стоящие сегодня перед Донской митрополией.