В этом учебном году активно развивающейся формой организации учебного процесса стало дистанционное обучение. Соответствующий приказ был подписан 28 сентября. По поручению ректора Донской духовной семинарии протоиерея Тимофея Фетисова о новом образовательном формате и о том месте, которое оно должно занять в обучении рассказал проректор по учебной работе протоиерей Григорий Гриднев.
— Почему было принято решение о переводе заочного сектора в дистант, это продиктовано эпидемиологической обстановкой?
— Это верно отчасти. Но прежде всего, если быть точными, тот тип обучения который мы внедряем нельзя назвать собственно дистанционным. Мы перевели в дистант только установочные лекции и часть семестровой аттестации. Это скорее смешанный тип обучения. В нем достаточно много контактной работы — и очной, в рамках сессий, которые должны проходить в привычном режиме, и контактной онлайн – у нас все же остается достаточно много вебинаров и онлайн-семинаров. Правильней говорить о дистанционном сопровождении заочного обучения. То, что касается эпидемиологической ситуации, то это скорее послужило катализатором давно назревавших перемен. Уже не первый год руководство Учебного комитета говорит о необходимости модификации устаревшего формата заочного обучения, о внедрении дистанционных технологий в этот процесс.
— Прежде всего, всех наверное интересует на какой платформе реализуется данный проект? И конечно же, помимо технического решения здесь очень важна содержательная часть проекта.
— Система дистанционного обучения ДДС, или сокращенно СДО, создана на базе международной образовательной платформы Moodle. Это проверенная временем и практикой образовательная среда, которую вот уже почти два десятка лет используют десятки тысяч школ, колледжей и вузов по всему миру. Без преувеличения можно сказать, что это кроссплатформенное программное решение – универсальный международный образовательный язык. Это достаточно простое решение, в тоже время предоставляющее множество возможностей для разработчика и пользователя на базовом уровне.
Но то, что относится к особенностям этой системы с технологической стороны, отражается и на содержательной. Как можно судить уже из названия, образовательный процесс в этой среде строится на модульном принципе обучения. Поэтому и с содержательной стороны нам предстояло изложить материал наших рабочих программ в формате модульного построения. Эта задача оказалась не такой простой как кажется. Для кого-то из преподавателей она потребовала серьезного усилия, заставила по-новому посмотреть на процесс преподавания, его методику и целеполагание. Некоторые вопросы и проблемные моменты обозначились четче, но в целом преподаватели справились с этой задачей.
— И каким же образом выглядит такой курс, что необычного можно в нем увидеть?
— В том-то и дело, что главная цель для нас, как для разработчиков, была не делать ничего необычного. Модульная программа проста в своей очевидности. Понятие раздела курса, модуля программы, всем давно известны. Целью нашего подхода было четче выделить логическую структуру курса и содержательно обособить его логические разделы – модули. При этом модуль становится не только структурным элементом курса, но и дидактическим. Каждый модуль, имеет свой раздел в СДО, в котором размещается учебная и дополнительная литература, контрольные вопросы и задания, проходят вебинары. Модуль содержит также и аттестационный материал, то есть становится ключевым элементом текущей аттестации. По окончании изучения модуля студент получает отметку, а совокупность отметок по модулям входит в итоговую оценку за семестр. Так что теперь просто вычитать материал накануне и блеснуть в день зачета уже не получится. Такой подход кажется наиболее плодотворным именно при заочном обучении. И для преподавателя, и для студента есть значительная степень свободы в организации учебного процесса внутри модуля, в то же время модульность курса обеспечивает равномерность обучения внутри семестра. В общем-то ничего необычного, все достаточно очевидно.
— В чем же тогда залог ожидаемого успеха, в чем потенциал этой формы обучения?
— Прежде всего такой вид обучения требует высокой степени мотивации со стороны самого и обучающегося, и преподавателя. На самостоятельности, взаимном доверии и заинтересованности учителя и ученика, их взаимопомощи, в некоторым смысле равноправии в процессе обучения, во многом и базируется такой вид образования. Поэтому, кстати говоря, на мой взгляд, попытки применения дистанционного обучения в его чистом виде на бакалавриате, куда приходят вчерашние школьники, по большей части еще не сформировавшиеся интеллектуально и мировоззренчески, просто обречено на неудачу. Тем не менее и на бакалавриате можно использовать сильные стороны дистанционного, электронного обучения – быстрый доступ к неограниченным информационным и медиа ресурсам, быстрый обмен информацией с учащимся, автоматизация образовательных процессов. На заочном секторе картина несколько другая – все же сюда приходят люди по большей части уже состоявшиеся, знающие, чего они хотят от обучения. Но, опять таки, в нашем случае мы все же говорим о смешанном типе обучения, который позволяет использовать сильные стороны обеих типов обучения.
— Не секрет, что наибольшее опасение в отношении дистанционного образования вызывает потеря живого контакта учителя и ученика. Оправданы ли такие опасения?
— Конечно, в какой-то мере эти опасения оправданы. У дистанционной формы обучения есть свои сильные стороны, есть и свои ограничения. Не знаю, кто-то жалуется на потерю связи с учащимся, но по своему опыту могу сказать, что в информационном плане она становится только теснее – в любой момент студент может затеять переписку, а я, к примеру, могу сделать ему замечание к письменной работе. В очном формате, согласитесь, максимум индивидуального общения я мог уделить, задержавшись в аудитории после лекции на перемене, а очные встречи вне учебного процесса почти всегда ограничивались научным руководством отдельных учеников. Тут скорее в пору говорить о нашей преподавательской неготовности к более интенсивному личному общению с обучающимися.
— А как все же передача традиции, духа школы, в особенности духовной?
— Наверное мы всё больше приходим к пониманию личного общения, прежде всего, как общения личностного, и к необходимости ценить его не за возможность коммуникации как таковой, а за возможность взаимной эмпатии, более интенсивного эмоционального и творческого личностного общения. А в плане собственно информационной коммуникации и даже интеллектуального общения электронная среда предоставляет безусловно лучшие возможности. Каковы же на самом деле место и роль дистанционного, электронного обучения в духовной школе – покажет опыт. Тем важнее делать в этом направлении первые шаги.
Впрочем их сложно назвать первыми, ведущие духовные школы уже много лет используют элементы электронного обучения – Смоленская, Санкт-Петербургская, Московская, Сретенская и другие. Учебный комитет также разработал целостную систему дистанционного обучения в рамках Единого церковного образовательного стандарта. Сейчас она проходит апробацию, в том числе и на базе Подготовительного отделения нашей семинарии.
Так что мы в данном случае стараемся не только улучшить качество нашего заочного образования, но и стремимся не отставать в своем развитии от ведущих духовных школ страны.