Ð¥ÑиÑÑианÑÑво и ÑвоÑÑеÑÑво.
Ðоклад на ÑекÑии  «ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð¸ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ñ Ð² ÑовÑеменной РоÑÑии» XVII ÐимиÑÑиевÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑÑ ÑÑений (Ð.Ð. УлиÑÑев)
ЧаÑÑо Ñ ÑиÑÑианÑÑво понимаÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ñавил и запÑеÑов, но не в ÑÑом ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑÑÑÑ. Ðожно ÑÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо к набоÑÑ Ð¿Ñавил и ÑиÑÑалов не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ñведена ни одна ÑелигиÑ. Ðакое Ð±Ñ Ð½Ðµ занимал в Ñой или иной Ñелигии ÑиÑÑал, но Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ ÐµÐµ задаÑа â ÑÑо победа над ÑмеÑÑÑÑ, пÑиобÑение Ñеловека к веÑноÑÑи, к дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑалÑ. Тем более, в Ñ ÑиÑÑианÑÑве пÑавила, ÑÑÑÐ°Ð²Ñ Ð¸ заповеди ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð¾Ñой Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловека к ÐогÑ, ÑÑедÑÑвом Ð´Ð»Ñ Ð²Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ð¼Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð¶ÐµÑÑвенной жизни и божеÑÑвенной лÑбви.
ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð² Ñ ÑиÑÑианине вÑегда должен пÑиÑÑÑÑÑвоваÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¸Ð¹ Ñадикализм, гоÑение дÑÑ Ð° â он не доволÑÑÑвÑеÑÑÑ ÑлÑÑÑением ÑÑловий Ñвоей жизни, вÑполнением Ñаблонов поведениÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑоÑÑо Â«Ñ Ð¾ÑоÑим Ñеловеком». ÐÑеподобнÑй Ðоанн ÐеÑÑвиÑник деÑзновенно ÑÑÐ°Ð²Ð½Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑмÑÑл жизни каждого Ñ ÑиÑÑианина Ñ ÑÑдом, коÑоÑое ÑовеÑÑилоÑÑ Ð½Ð°Ð´ Ðевой ÐаÑией â как ÐÑеÑвÑÑÐ°Ñ ÐогоÑодиÑа ÑÑала по плоÑÑÑ ÐаÑеÑÑÑ Ðога, вмеÑÑила Ðго в СебÑ, Ñак и вÑÑкий веÑÑÑÑий во Ð¥ÑиÑÑа пÑизван дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾ ÑÑаÑÑ Ð¾Ð±Ð¸ÑелÑÑ, Ñкинией Самого Ðога. У пÑеп. Симеона Ðового ÐогоÑлова еÑÑÑ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñное ÑÑавнение. Ðн говоÑиÑ, ÑÑо Ñеловек, ÑзнавÑий Ð¥ÑиÑÑа, пÑинÑвÑий ÑвÑÑое кÑеÑение и миÑопомазание, ÑÑановиÑÑÑ ÐºÐ°Ðº Ð±Ñ Â«Ð±ÐµÑеменнÑм по внÑÑÑÐµÐ½Ð½ÐµÐ¼Ñ ÑеловекÑ», оÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð² дÑÑе пÑлÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ жизни, коÑоÑÐ°Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½ÐµÐµ и доÑоже вÑего, ÑÑо он до ÑÑого видел и иÑпÑÑал. Ркак беÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñина должна измениÑÑ Ñвой поÑÑдок жизни, оÑказаÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ñого, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑедиÑÑ ÑÐ¾Ð¼Ñ ÑокÑовиÑÑ, ÑÑо нÑне в ней Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ, и понÑждаÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ðº ÑомÑ, Ñего она делаÑÑ Ð½Ðµ Ñ Ð¾Ñела — Ñак менÑеÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека, ÑвеÑовавÑего во Ð¥ÑиÑÑа и полÑÑивÑего Ð´Ð°Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñи. РпоÑой движение дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ жизни, коÑоÑое Ñеловек наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð² Ñебе оÑÑÑаÑÑ, побÑÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑовеÑÑаÑÑ Ñо, ÑÑо непонÑÑно Ð´Ð»Ñ ÑÐµÑ , кÑо не Ð·Ð½Ð°ÐµÑ ÑÑого ÑÑда обиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ðога в ÑеловеÑеÑкой дÑÑе.
РпеÑвÑе века Ñ ÑиÑÑианÑÑва веÑÑи оÑобÑÑ, дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾ напÑÑженнÑÑ, ÑвÑÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñ ÑиÑÑиан побÑждали Ñами внеÑние обÑÑоÑÑелÑÑÑва â они, ÑаÑе вÑего, бÑли изгоÑми обÑеÑÑва, и в ÑÑловиÑÑ Ð³Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ бÑÑÑ Ñ ÑиÑÑианином ознаÑало бÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑоÑнно гоÑовÑм на ÑмеÑÑÑ. ÐÑо Ñознание, конеÑно, помогало веÑÑÑÑим лÑдÑм не ÑÑаÑиÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð²Ð¿ÑÑÑÑÑ, или, Ñем более, на дела гÑÐµÑ Ð¾Ð²Ð½Ñе. СиÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»Ð°ÑÑ, когда в IV в. Ñ ÑиÑÑианÑÑво в РимÑкой ÐмпеÑии ÑÑало Ñелигией ÑнаÑала ÑазÑеÑенной, а заÑем и гоÑÑдаÑÑÑвенной. Ð ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ð² ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ñ Ð»ÑнÑли, в Ñом ÑиÑле, и Ñе, кÑо не знал гоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÑÑ Ð° пеÑвÑÑ Ñ ÑиÑÑиан, кÑо иÑкал Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¶Ð¸ÑейÑкого благополÑÑиÑ, лиÑнÑÑ Ð²Ñгод, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð²Ð¾ Ð¥ÑиÑÑе вовÑе не ÑвлÑлаÑÑ Ð²ÑÑÑей ÑенноÑÑÑÑ. Ðозникала опаÑноÑÑÑ Ð¾Ð±Ð¼Ð¸ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¦ÐµÑкви, лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐµ евангелÑÑкого дÑÑ Ð°, пÑевÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð¹ ЦеÑкви в пÑÑÑÑÑ ÑоÑмÑ, и ее жизни в обÑÑд без ÑодеÑжаниÑ. ÐÑвеÑом на ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ñзов Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ñ ÑиÑÑиан ÑÑал новÑй ÑаÑÑÐ²ÐµÑ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ жизни, а именно поÑвление в ÐÑавоÑлавной ЦеÑкви огÑомного Ñонма ÑвÑÑÑÑ â именно IV век назÑваÑÑ Ð·Ð¾Ð»Ð¾ÑÑм веком ÑвÑÑоÑÑи. Также именно к ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ñемени оÑноÑиÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñвление монаÑеÑÑва, как оÑобой ÑоÑÐ¼Ñ Ñ ÑиÑÑианÑкой жизни, вÑеÑело поÑвÑÑенной ÑлÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐогÑ.
ÐонаÑеÑÑво не ÑвлÑеÑÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑвенно иной ÑоÑмой Ñ ÑиÑÑианÑÑва по ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑÑ Ð² миÑÑ. СвÑÑенномÑÑеник ÐлаÑион (ТÑоиÑкий) пиÑеÑ, ÑÑо идеал Ð¥ÑиÑÑов, коÑоÑÑй еÑÑÑ ÑвÑÑоÑÑÑ, Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ñ ÑиÑÑиан один и ÑÐ¾Ñ Ð¶Ðµ, и заповеди Ð¥ÑиÑÑа одни и Ñе же, ÑазлиÑаÑÑÑÑ ÑолÑко пÑÑи доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑой Ñели. РжиÑии пÑеп. ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ðеликого, коÑоÑÑй ÑÑиÑаеÑÑÑ Ð¾ÑноваÑелем монаÑеÑÑва, еÑÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑй Ñпизод: однаждÑ, когда он еÑе жил обÑÑнÑм миÑÑким Ñкладом, в Ñ Ñаме на богоÑлÑжении он ÑÑлÑÑал оÑÑÑвок из ÐвангелиÑ, в коÑоÑом говоÑилоÑÑ: «Так вÑÑкий из ваÑ, кÑо не оÑÑеÑиÑÑÑ Ð¾Ñ Ð²Ñего, ÑÑо имееÑ, не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ðоим ÑÑеником». ЮноÑа ÐнÑоний воÑпÑинÑл ÑÑи Ñлова бÑквалÑно, как пÑизÑв Самого Ðога, ÑÑел из Ñвоего ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поÑелилÑÑ Ð² ÑÑÑовой египеÑÑкой пÑÑÑÑне. ЧеÑез многие Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐнÑоний ÑÑал дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñм ÑвеÑилÑником не ÑолÑко Ð´Ð»Ñ ÐгипÑа, но и Ð´Ð»Ñ Ð²Ñей ÐÑавоÑлавной ЦеÑкви. Ðз ÑÑого видно, ÑÑо в монаÑеÑÑве как Ð±Ñ ÑконÑенÑÑиÑовано Ñо Ñамое гоÑение веÑÑ Ð¸ лÑбви к ÐогÑ, оÑÑÐ²ÐµÑ ÐºÐ¾ÑоÑого должен ÑиÑÑÑ Ð² дÑÑе вÑÑкого Ñ ÑиÑÑианина.
ЧÑо бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñ Ñ ÑиÑÑианином â и Ð¼Ð¾Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¼, и миÑÑнином — Ñогда, когда он забÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾ Ñвоем пÑизвании, оÑÐµÐ½Ñ ÑоÑно Ñказано в жиÑии подвижника, коÑоÑÑй жил на пÑÑÑÑÐ¾Ñ Ð»ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¶Ðµ пÑеп. ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ðеликого â пÑеп. ÐÑÐ¾ÐºÐ¾Ð¿Ð¸Ñ ÐекаполиÑа. ЮноÑей поÑÑÑпив в один монаÑÑÑÑÑ Ð¸ пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´Ñ Ñам неÑколÑко леÑ, ÐÑокопий ÑÑал вÑе более пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð² огоÑÑение Ð¾Ñ Ñого, ÑÑо он в ÑÑом монаÑÑÑÑе видел. Ð ÑÑом монаÑÑÑÑе не ÑовеÑÑалоÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ -Ñо оÑобÑÑ Ð³ÑÐµÑ Ð¾Ð², но и не бÑло гоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ñбви к ÐогÑ, ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº Ñ ÑиÑÑианÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑовеÑÑенÑÑвÑ. Ð Ð¾Ð´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ Ñв. ÐÑокопий в пÑиÑÑÑÑÑвии бÑаÑии ÑпÑоÑил игÑмена:
â ÐÑÑе, иÑÑинно ли Ñо, ÑÑо напиÑано в Ðвангелии?
â Ðа, Ñадо, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑÑо Ñлова не Ñеловека, но Ðога.
â ÐÑÑе, а поÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ñ Ñогда не иÑполнÑем ÑÑого?
Ð Ñказали ÐµÐ¼Ñ Ð²Ñе бÑаÑиÑ:
â Так Ð²ÐµÐ´Ñ Ð½Ð¸ÐºÑо не в ÑÐ¸Ð»Ð°Ñ ÑоблÑÑÑи Ð¸Ñ .
Ð, как Ñказано в жиÑии, ÑоÑÑÐ°Ñ Ð² наказание неÑдеÑÐ¶Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÑкоÑÐ±Ñ Ð½Ð°Ñла на игÑмена и вÑÑ Ð±ÑаÑÐ¸Ñ Ð·Ð° ÑаÑÑоÑение вÑемени в пÑÑÑоÑÑ, а ÐÑокопий ÑеÑил в ÑоÑноÑÑи ÑледоваÑÑ Ð½Ð°ÑÑавлениÑм ÑвÑÑÑÑ Ð¾ÑÑов. Ð ÑоÑÑÐ°Ñ ÑдалилÑÑ Ð¾ÑÑÑда, поÑелилÑÑ Ð² пÑÑÑÑни и Ñо вÑеменем, пÑебÑÐ²Ð°Ñ Ð² Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°Ñ , доÑÑиг ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¶Ðµ вÑÑокой ÑÑепени ÑвÑÑоÑÑи, ÑÑо и до него пÑеп. ÐнÑоний.
ÐÑа ÑкоÑбÑ, ÑнÑние из-за ÑаÑÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñемени в пÑÑÑоÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑÑко Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÐµÑ ÑоÑÑоÑние ÑовÑеменной ÑивилизаÑии, она пÑÐ¾Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ в дÑÑи лÑдей, коÑоÑÑе пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ Ðº ЦеÑкви, ÑÑиÑаÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÐµÑÑÑÑими Ñ ÑиÑÑианами. Ðо в ЦеÑкви еÑÑÑ Ð¿ÑоÑивоÑдие пÑоÑив одиноÑеÑÑва, пеÑали и пÑÑÑоÑÑ, коÑоÑое неизвеÑÑно мÑдÑеÑам ÑÑого миÑа: еÑли Ñеловек по пÑимеÑÑ ÑвÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑаÑаеÑÑÑ Ð¸ÑполниÑÑ Ñо, ÑÑо напиÑано в Ðвангелии, он ÑÐ²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð² Ñвоей жизни лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ ÐожÑÑ, ÑÐ·Ð½Ð°ÐµÑ Ð² ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¼ÐµÑÑ Ñо, ÑÑо видели и знали пÑеподобнÑе ÐнÑоний Ðеликий и ÐÑокопий ÐÐµÐºÐ°Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ð¸ пÑоÑие ÑвеÑоÑи веÑÑ, даже еÑли он Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ð½Ðµ в пÑÑÑÑне, а ÑÑеди ÑÑеÑÑ Ð¼Ð¸Ñа, жиÑейÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÐµÑений и забоÑÑ Ð¾ Ñ Ð»ÐµÐ±Ðµ наÑÑÑном.
ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ â ÑÑо ÑвоÑÑеÑÐºÐ°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñа, ÑÑебÑÑÑÐ°Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑеÑÑанного поиÑка и обÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐожÑей воли о Ñебе, акÑивной жизненной позиÑии, ÑелеÑÑÑÑемленноÑÑи, ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ , поÑой неÑÑандаÑÑнÑÑ ÑеÑений, ÑвеÑдоÑÑи и мÑжеÑÑва в избÑанном пÑÑи. Ðа мой взглÑд, ÑÑÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ донеÑÑи именно до молодежной аÑдиÑоÑии, Ñак как ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑÑ ÑаÑÑо ÑвойÑÑвенно ÑÑÑемление к идеалÑ, пÑоÑеÑÑ Ð¿ÑоÑив жиÑейÑкой ÑеÑоÑÑи и ÑÑÑинÑ, ÑпоÑÑÑво и наÑÑойÑивоÑÑÑ Ð² поиÑке пÑÑей ÑеализаÑии даннÑÑ Ð½Ð°Ð¼ Ðогом ÑаланÑов и даÑований.