Официальный сайт Донской духовной семинарии - высшего духовного учебного заведения.
 

Как в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” показаны патриотизм и христианская нравственность героев

 

Повесть Пушкина “Капитанская дочка”, написанная автором в 1833 – 1836 гг., показывает события Крестьянской войны 1773-1773 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Пушкин тщательно собирал исторический материал, работал в архивах, опрашивал оставшихся в живых очевидцев. Повесть, написанная незадолго до смерти Александра Сергеевича, стала своеобразным подведением итогов творческой деятельности писателя. Это произведение рассматривает многие (если не сказать – все) аспекты жизни русского человека на рубеже 18 – 19 веков, но с особой тщательностью, даже скрупулезностью, автор исследует тему патриотизма, проблемы чести и долга в жизни людей, исходя, при этом, из христианского миропонимания происходящих с главными героями событий.

Главный герой произведения – непосредственный участник событий Крестьянской войны, мемуарист Пётр Гринёв. Именно он служит своеобразным образцом, мерилом всех положительных качеств русского человека. Его образ есть образ настоящего православного христианина, причем во всей полноте этот образ раскрывается автором в условиях страшного, кровавого и беспощадного Пугачёвского бунта. Именно потрясения, тяжёлые испытания и бедствия способны вскрыть “внутреннего человека”, понять, по слову известного музыканта Юрия Шевчука, “какого мы рода”. Со всей отчетливостью это предстаёт перед нами в “Капитанской дочке”. Одни, как Швабрин, проявляют в этих условиях малодушие, другие же, как сам Гринёв, принимают события, “не кланяясь им”. Мы видим, что большую роль здесь играет воспитание Гринёва. Вообще же, нужно сказать, что описанная в повести внешняя сторона воспитания молодого барина была, в целом, типичной для своего времени. До определённого возраста ребёнок получал воспитание от слуг – крепостных, дядьки, который давал ему начальные знания, необходимые для жизни, а затем, для дальнейшего образования барчука нанимался гувернер, как правило, из-за границы. Пушкин очень выразительно рисует образ бывшего солдата и парикмахера мсье Бопре, который и стал воспитателем Петруши. Сам герой показывает свой “воспитательный процесс” с нескрываемой иронией, и потому может показаться странным, как из него мог получиться такой смелый, великодушный и бесстрашный человек. Однако мы видим, что при внешней некоторой отчужденности родителей, именно они смогли вложить в своего сына высокие душевные качества. Образцом для Петра служит его отец – боевой офицер, человек долга и чести. Именно он закладывает в своего сына основные, ключевые мотивы, которые будут двигать им в выпавших на его долю событиях – указание “служить тому, кому присягнешь” и “беречь честь смолоду”. Отец учит сына трепетному отношению к воинской службе, сразу выбивая из Петра стремление к легкой и развеселой жизни в гвардейском столичном полку. Отцу хочется видеть своего сына настоящим солдатом, а не пьяницей и повесой. Именно этот момент свидетельствует о высоком уровне патриотизма у главных героев. В желании принести как можно больше пользы Отечеству, Гринев-старший жертвует ему своего собственного сына, лишая его тёплого и беззаботного существования в столице. Вместе с тем, Гринёв-младший со смирением принимает это, и без ропота повинуется воле отца.

Честное и трепетное отношение к государевой службе проявляется по ходу повествования и у других героев. Например, капитан Миронов – начальник крепости, куда попадает служить Петр Гринев – несмотря на внешнюю безопасность и удаленность крепости, самоотверженно выполняет свой долг, каждый день устраивая учения среди небольшого гарнизона. Под стать ему и супруга его, Василиса Егоровна, которая на правах жены коменданта отказывается перед лицом неминуемой смерти покинуть крепость, желая скорее умереть вместе с храбрыми защитниками. Отношение к государственной службе, к своему Отечеству и Царице проявляются у героев особенно ярко перед лицом смерти, грозящей от пугачёвских повстанцев. Капитан Миронов, решившийся на смелую вылазку, оказывается в руках мятежников и решительно отказывает в присяге самозванцу, за что будет мятежниками вздернут на виселице. Его примеру следует и верный долгу Иван Игнатьич, а Гринев, счастливо избегнув этой участи, тем не менее, был вполне готов к подобной смерти, до конца отказывая Пугачёву в присяге.

Героями “Капитанской дочки” на всём протяжении повести движет высокое чувство нравственности, которое становится неотъемлемой чертой характера положительных персонажей. Прежде всего, это такие понятия, как честность и искренность. Честно поступает Миронов, не желая замарать себя отступничеством от присяги. Честно поступает Гринев, когда отдает проигранные деньги Зурину, хотя, казалось бы, можно было отговориться малолетством и незнанием, сослаться, наконец, на скудность средств, но нет! Герои честны перед собой и перед близкими. И здесь на передний план выступает основная черта их поведения, ее сердцевина – это послушание родителям. Царь Соломон в книге Премудрости говорит: “Кто не слушает своих родителей и хулит их – пребывает во мраке”. А на что указывает знаменитая пятая Заповедь Декалога? Послушание родителям приравнивается в Священном Писании к послушанию Богу. И здесь мы видим поразительное подтверждение тому в “Капитанской дочке” – можно сказать, конечное счастье главных героев обусловлено их послушанием: Маша не выходит замуж за Петра без родительской воли (что, скорее всего, обернулось бы гибелью как для нее, так и для Гринева); следуя отцовскому благословению, Петр не изменяет присяге, и оказывается, таким образом, спасенным от казни и каторги. Даже то, что Гринев прислушивается к своему дядьке Савельичу, который фактически является не только воспитателем Петруши, но и его слугой, можно, хоть и несколько условно, считать таким же образцом послушания.

Вообще же в повести фигурирует такая сложная тема, как взаимоотношение крепостных и их господ. И против коммунистического эталона о всесильном, деспотичном хозяине и угнетаемых крестьянах выступает нравственная параллель Савельич – Гринев. Конечно, Петр ведет себя в отношении старика не всегда по – христиански, но, тем не менее, он всякий раз просит у него прощения; Гринева терзает совесть в отношении нанесенных им Савельичу обид. Савельич же, в свою очередь, жизнь готов положить за своего господина. То есть во взаимоотношении формально начальника и подчиненного мы видим отношения двух духовно родных, близких друг другу людей. Во всем этом прослеживается ярко выраженная христианская нить высокой морали и нравственности.

В противовес положительным персонажам выступают герои – антагонисты. Здесь они действительно, в полном смысле слова «антагонисты», ибо представляют из себя прямо противоположный образ мысли и поведения. Это и приспособленец Швабрин, поведение которого представляет собой настоящий «антипатриотизм». Если для Гринева важны больше всего в жизни окружающие его люди, то Швабрин замкнут и сосредоточен только на себе, только собственная его жизнь ему дорога. Кроме того, – это месть, это зло, которое, в конце концов, разрушит его самого. Что же касается другого антагониста, Пугачева, то образ его Пушкиным достаточно романтизирован, но, тем не менее, он является в подлинном смысле слова «антигероем», ибо является в первую очередь бунтовщиком, а бунт – это всегда противление Божественной Воле, это богоборчество. И потому, хоть и обладая высокими душевными качествами, этот человек в конечном счете становится символом несомого им зла – зла, а не добра.

В заключение хочу отметить, что Пушкин затронул в своем произведении краеугольные для России и русского человека понятия бунта и смирения как двух совершенно противоположных, полярных понятий. Бунт в понимании православного вероучения есть богоборчество, ибо выступает против Богом установленного миропорядка. Именно поэтому он контрастирует с верой в Бога и христианским смирением, которые являются залогом счастливой жизни.

Эльдар Костуев

студент 2-го курса ДДС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *