Как известно, в допетровской России воспитание детей в семье происходило по Домострою, основной целью которого было – воспитать христианина, сформировать у ребенка такое мировоззрение, которое соответствует христианскому, научить его угождать Богу. Для русского человека, стремящегося жить по евангельским заповедям, неважно было, как он устроится в земной жизни, для него имело смысл только то, что ждет его в вечности. Дореформенная Россия – это прежде всего Святая Русь, то есть превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями в сознании народа. Иван Ильин писал: «Русь именуется святою не потому, что в ней нет греха или порока, или что в ней все люди святые,… но потому, что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся … и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, стать хотя бы слабым отблеском её… — и для этого оставить земное и обыденное, царство заботы и мелочей, и уйти в богомолье…».
Пожалуй, не было в России отца, который не стремился бы воспитать из всех своих чад хотя бы одного святого, молитвенника небесного за всю семью. Это мировоззрение начинает меняться с реформы ПетраI в образовании. На смену Домострою приходит книга «Юности честное зерцало» (перевод западноевропейского руководства по воспитанию). Она имела своей целью воспитать человека, приятного прежде всего окружающим, чтобы человек имел успех в земной жизни, в обществе, то есть на то, чтобы его любили люди, чтобы нравиться в первую очередь людям, то есть делается крутой поворот к секулярному воспитанию. Отсюда начинают рушиться традиционные методы воспитания и сама идея образования как созидания в человеке образа Божия.
Главным оппонентом Петра в области реформ по воспитанию и образованию был святитель Тихон Задонский.
Внимательное отношение святителя к вопросам образования объясняется следующими обстоятельствами. После падения Византии и захвата Константинополя турками греческий патриархат, утвердив в 1593 году в России Патриаршество, с целью духовного возрождения вменил Патриарху и каждому епископу заботиться о подъеме образования в епархии. Попечение образования народа Воронежско – Елецкой епархии входило в круг его обязанностей как епископа (1763 – 1768 гг.). Вопросы образования были предметом внимательного осмысления святителя Тихона на покое (1768 – 1783 гг.). По словам о. Иоанна (Маслова), большая внутренняя работа над данной проблемой оказывала сильное влияние на образование (образ Божий) самого святителя, на его духовное восхождение. Результатом этой напряженной работы явились труды святителя Тихона по воспитанию.
В своих трудах святитель Тихон Задонский обозначает следующие этапы образования человека: семейное воспитание, школьное образование и самовоспитание.
Остановимся более подробно на семейном воспитании.
Святитель Тихон считал, что воспитание человека начинается с его рождения, потому что он приходит в мир немощным. ″Многие животные по рождению сами себе добывают пищу, а человек сколько времени чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется,- пишет святитель. – Посмотри на одежду: откуда имеешь её? Овца, заяц, лисица, волк, рысь, медведь одевают тебя; так ты убог, что и одеяния своего не имеешь. Посмотри на состояние своё: кто больше бедам, страстям, тлению, болезням, немощам подлежит, как человек?»
Уже этими словами Тихон Задонский раскрывает человеку его немощь, показывает его связь с миром и убеждает в том, что нужно быть благодарным тем, кто дал тебе жизнь, кто тебя кормит, поит, одевает, согревает, учит, наставляет, защищает.., короче говоря, нужно быть благодарным всем, кто тебя воспитывает и помогает быть человеком.
Святитель настаивал на воспитании детей не в закрытых учебных заведениях, что было в традициях европейской культуры, а на обучении в национальной традиции – воспитании ребёнка в семье.
Пользу семейного воспитания он видел, во-первых, для самих родителей: «…плоды добрые следуют», «родителям радость и утеха в добронравии»; во-вторых, для потомства: «Как сами добру наставлены, так и своих детей наставлять будут»; в-третьих, для семьи: «Честь и похвала фамилии»; в-четвёртых, для Отечества: «Польза Отечеству».
Святитель Задонский был убеждён в том, что детство есть важнейший период в становлении и развитии человека. В детстве он с помощью добропорядочных воспитателей и прежде всего родителей должен приобрести такие качества характера, которые помогут в будущем ему стать истинным христианином, то есть «встать на путь Христов» и уже не сходить с этого пути во всю дальнейшую жизнь, чтобы «быть угодным и удобным Богу везде».
В своих многочисленных статьях святитель говорит о том, что воспитанием детей должен заниматься прежде всего отец, и обращался к отцам с «тёплыми словами»: ″Возлюбленный христиане, умел ты своих детей родить, умей же их в добре воспитать, да истинный отец их будеши. Называешися отцом их по плоти, буди отец и по духу. Родил ты их к временной жизни, болезнуй и рождай их к вечной жизни, да тамо с ними Христу предстанеши, и радостно воззовеши: ″се аз и…дети, яже дал ми еси, Господи″.
В то же время святитель Тихон допускал возможность воспитания детей домашними учителями, только при условии, если родители сами этого делать не умеют.
Святитель не мог согласиться и с тем, что многие родители своих детей учат «иностранным языкам и художествам», но благочестию не учат. Это его очень беспокоило, в этом он видел начало разрушения христианского уклада семьи. Он говорил о том, что родители сами его не знают, «хотя и христианами называются». Наблюдения за результатами такого воспитания позволили ему сделать следующие выводы: ″Полезно ради общества и коммерции, и языкам иностранным обучать детей; но таинствам веры обучать нужно, и нужно обязательно. Что во французском или другом каком языке, когда язык научен будет, а сердце не научено добру? Язык хорошо и краснό витийствует, но сердце есть праздно веры, и издаёт смрад неверия, что и родителям небрежливым и детям бедственно″
Чтобы избежать неприятностей в воспитании, святитель советовал родителям детей наставлять и обучать, приводя такие примеры: ″…якоже конь свирепый и необученный обучается, чтобы удобен и угоден был к езде. Страсти, хотя и имеются в молодом сердце, однако ж ещё не усилились, и потому, когда с начала наказанием и страхом обуздаются, усмирятся и укротятся, надобно ожидать доброй надежды в юноше, тако воспитанием.»
Система воспитания детей в семье, предложенная святителем Тихоном Задонским, отражает средства и методы воспитания, например: наказание, запрещение. Родители должны запрещать детям общаться и дружить со злыми людьми, потому что злоба ″может изменить и добрый разум″. Да и сами родители должны достойно себя вести, потому что дети повторяют поведение родителей. ″Чтобы соблазну не подавать, но паче пример добрый показывать, родители, как в слове, так и в деле крайне должны осторожно поступать: не говорить ничего при них праздного, гнилого, скверного, хотя … и всегда от того дόлжно удаляться″.
Имея большой духовный опыт, Святитель знал, что всегда существуют причины для проявления человеческих пороков, и призывал родителей искоренять их воспитанием и наказанием: ″Когда в добре и страхе Господнем воспитан будет, так и жизнь будет проводить достойно: когда злу научится, то и в жизни будет злым. Но как человек к злу склонен, то легко к злу смолоду научается, когда уздою страха и наказания не смиряется, и свирепствующая плоть не укрощается. Этот пример учит родителей: детей своих добру воспитывай, и в страхе Господнем и в наказании содержи″.
Рассматривая проблему воспитания, Святитель не прошёл мимо такого вопроса, как наказание. Он считал, что следует наказывать детей за проступки как словами пристойными, так и физически, с тем чтобы не укоренялся «греховный навык», не формировалось негативное поведение. При этом следует обратить внимание на то, что он отдавал предпочтение таким методам воспитания, в основе которых была любовь к ребёнку. В то же время он напоминал родителям, что при всей своей заботе о детях они должны просить помощи Божией в том, чтобы Сам Бог помогал, и самому быть добрым и «детей на добро наставлять».
Таким образом, в творениях святителя представлена система методов и средств духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье, особенность которой заключается в кратком, но ёмком содержании: «Человек сам в себе слеп, и потому требуется просвещение; есть забывчив, и потому требует частого напоминания; есть ленив, и ради того ну́жно ему поощрение; есть дряхл и уныл, и потому потребно ему утешение; есть поползновен, и для этого требует подкрепление; есть сомневающий, и для этого требует наставление».
Святитель Тихон Задонский, владея даром слова, использовал различные методы, как то: убеждение, советы, примеры, угрозы; и средства: Евангелия, Жития Святых, исторические факты для того, чтобы убедить родителей, что воспитание есть богоугодное дело, за которое они ответят перед Господом. Он предупреждал их о всяких неприятностях, могущих стать следствием плохого воспитания. Главная из них заключается в злой и развращённой жизни детей. Злые пороки и во внуках могут проявиться, потому что злой отец не может добру научить сына. Святитель пишет: ″Родителям тоска, скука, страх надлежит, что имеют быть истязаны от Бога за худое воспитание детей своих, которых не наказывали, а, может быть, злым примером соблазняли; бесчестие и укоризна всему роду; Отечеству явный и великий вред. От худого воспитания последуют воровство, убийства, грабежи, разбои, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обиды, ссоры, драки, обманы, измены, клятвопреступления, бунты и прочее бесчисленное зло».
Убежденный в истинности христианского воспитания, святитель Тихон в то же время обращал внимание на дух родителей. Опираясь на Предание Церкви, разъясняя для своих пасомых все простым языком, он писал, что отцы не должны быть злыми: «Злой отец добру не научит сына. Помните вы сие, я вам просто, да правду говорю, ежели дети ваши злы будут, то внучата злейшими, а правнучата и того злейши».
В своих трудах святитель не только наставляет родителей в воспитании детей, но и регламентирует обязанности детей по отношению к родителям. При определении этих обязанностей святитель Тихон опирается на пятую заповедь: чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будеши на земле. Исходя из этой заповеди, он определил правила, которые необходимо соблюдать детям:
1) любить родителей истинно и чистосердечно;
2) говорить о них со всяким почтением;
3) перед ними вставать;
4) сидящим предстоять;
5) при случае честнейше место им отдавать;
6) когда говорят, слов их не прерывать, и в разговоры взрослых не вмешиваться;
7) дела никакого без их воли не начинать;
8) ничего перед ними не делать, что чести их повредить может или в стыд привести.
Эти правила были полезны не только для детей, но и для родителей, т.к. они представляли собой программу духовно-нравственного воспитания.
Воспитание, по мнению святителя Тихона, должно не только помочь детям осознать значимость родителей, но и приучить их быть благодарными. А именно:
1)всегда почитать родителей;
2)когда родители имеют проблемы в обеспе́чении себя, следует им помогать;
3)в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи, их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноевы, которые пристойным образом отца своего наготу прикрыли.
Святитель предупреждает детей о том, что за непочтение к родителям детям ″великие наказания Бог определяет″. И в то же время он отмечает, что если дети неблагодарны по отношению к своим родителям, то в этом виноваты сами родители. Они плохо воспитали детей. Такие дети за нерадение и небрежное воспитание воздают родителям «ослушанием, презрением, злословием, а иногда и бьют родителей». «Не только же в сем веце нерадивые отцы сие претерпевают, но и в будущем паче перед страшным судом Божиим истязаны будут. Сего ради внимайте сему, родители: храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших, или паче как души своя. Знайте, что вы за них ответ Богу отдадите: Он вас за них сильно истяжет. Что вы их по-французски, по-немецки, по светской политике не научаете, за то вас Бог не спросит, а что их в добрых нравах не наставляете, суда Божия и истязания не избегнете», — утверждает святитель Тихон Задонский.
Поучения святителя о семейном воспитании не потеряли своей значимости, они актуальны и сейчас, потому что были написаны с одной целью – помочь человеку спастись! А это особенно важно и сложно в наше непростое время, поэтому они начинают обретать все большее количество читателей. Сейчас они широко издаются как отдельными книгами, так и публикуются в различных средствах массовой информации: газетах, журналах, альманахах
Корниенко Л.А., преподаватель ДДС.