Официальный сайт Донской духовной семинарии - высшего духовного учебного заведения.
 

О богословском образовании для мирян

ЕСЛИ БУДЕШЬ ПРИЗЫВАТЬ ЗНАНИЕ И ВЗЫВАТЬ К РАЗУМУ; 

ЕСЛИ БУДЕШЬ ИСКАТЬ ЕГО, КАК СЕРЕБРА,

И ОТЫСКИВАТЬ ЕГО, КАК СОКРОВИЩЕ, 

 ТО УРАЗУМЕЕШЬ СТРАХ ГОСПОДЕНЬ И

НАЙДЕШЬ ПОЗНАНИЕ О БОГЕ.

(Притчи Соломона 2: 3-5)

 

История богословского образования довольно древняя. Образование для всех, не только для священнослужителей и церковно-служителей, было обязательным условием для того, чтобы человек получил право называть себя христианином. Духовное образование, вмещающее в себя истины веры и понимание личного пути христианина, люди получали во время огласительных бесед. Это были не просто 1-4 беседы с желающими принять крещение. Это был целый период в жизни человека, когда он постепенно входил в жизнь Церкви, когда осознанно готовился к новой жизни. В отдельных городах римской империи (Эдессе, Александрии…) существовали даже огласительные школы.

Постепенно практика оглашения стала более формальной и даже частично утратилась. Люди, по преимуществу, крещенные с детства, должны были быть наставляемы в вере своими родителями – так богословские знания передавались из поколения в поколение, сохраняя в себе как живую веру, так и предрассудки, искажения, накопленные многими поколениями. но была еще одна форма просвещения – проповеди священника в храме. Но, поскольку, уровень образования священников был очень разным, то и их прихожане, соответственно, имели разное представление о вере. Конечно, душа человека стремится к Богу, и этого хватало очень многим людям для того, чтобы, не будучи хорошо наученными людьми, они были просвещаемы самим Христом.

В России духовное образование получали, в основном, священнослужители и церковнослужители в монастырях, при самостоятельном чтении книг, когда эти книги стали более доступными. Систематически организованное  духовное образование начинает появляться  в к. XVI в. на Украине, где существовавшие там братские школы становятся основой Киево-Могилянской Академии. В конце XVII в. в Москве создается Славяно-греко-латинская Академия, которая сегодня нам известна уже как Московская Духовная Академия.

В следующем веке в России начинают открываться духовные учебные заведения при архиерейских домах. Позднее они стали известны как семинарии. Само слово «семинария» заимствовано через польское  seminarium от лат. sēminārium «место посадки»: sēmen «семя». Семинарии представляли собой не просто учебное, а учебно-воспитательное заведение для юношей. Позднее ведущие семинарии преобразовывались с духовные академии, а в  н. XIX в. возникло трехуровневое духовное образование (духовное училище, семинария, академия). Интересно то, что преподавание велось на латинском языке вплоть до постепенного перехода на русский в XIX в.

Однако семинарии не предоставляли только духовное образование. Их программы включали в себя общеобразовательные науки (как в классической гимназии). Семинаристы, окончившие курс, могли заниматься другим делом или поступить в другое учебное заведение. Но лучшие из них определялись в церковнослужители, становились священниками или занимали места учителей и надзирателей в духовных учебных заведениях.

А что же миряне? Они могли посещать церковно-приходские и воскресные школы, изучать Закон Божий в гимназии, слушать проповеди и заниматься самостоятельно. Традиции огласительных бесед были утеряны, а систематическое духовное образование было доступно только желающим посвятить себя целиком служению в Церкви или детям священнослужителей.

В наши дни ситуация изменилась. Сегодня не только священнослужители, но и миряне имеют возможность получить богословское образование, и желающих воспользоваться этой возможностью немало. Но возникает вопрос: зачем прихожанам храмов изучать богословие? Разве недостаточно верить в Бога, знать Символ веры, посещать службы, молиться, читать Священное писание, творения святых отцов? Мы знаем, что многие святые подчас не имели вообще никакого образования.

Действительно, у необразованных (в нашем понимании) святых был путь прямого богопознания, была сердечная вера и доверие Богу. Однако, были среди них и те, кто, имея названные дары, был образован, и знание не мешало ему, а помогало найти дорогу к Богу. Мы помним, что и сам Господь призывал своих учеников учить и просвещать народы.

Как отмечает иг. Киприан (Ященко) сегодня есть особая проблема: большая часть народа крещена, но не просвещена. Между тем, познание Бога – это прямое назначение ума человека.  Через изучение опыта Церкви (а это и есть богословское знание) у человека формируется «кристаллическая решетка, на которой вера укрепляется и становится более действенной» (иг. Киприан).

По мнению патриарха Кирилла, богословское образование нужно людям вне зависимости от того, собираются они работать в храме или занимаются другим делом. Это образование позволяет человеку  и самому лучше усвоить истины веры, и другим правильно рассказать о них. «Важность богословского образования не столько в том, что студент благодаря ему испытывает личный духовный рост, а в том, что, изучая богословие и сопутствующие науки, он учится говорить о своей вере» (А. Митрофанов, прор. МДС).

Раньше богословское образование было, в основном, доступно мужчинам (чаще тем, чья жизнь каким-то образом была связана со служением в Церкви). Может ли сегодня православная женщина стремиться к получению такого образования? Не только может, но и должна (свщ. Виктор Кобзов). Мы же помним, что сам Спаситель говорил сокровенные слова, обращаясь к женщинам. Сегодня женщины работают в храмах, несут различные послушания на приходах. Именно к женщине бывает легче обратиться за помощью человеку, впервые пришедшему в храм. На матери, в основном, лежат заботы по воспитанию детей. Так богословское образование для женщины сегодня «не роскошь, а необходимость», и образованные духовно женщины сегодня должны участвовать в жизни Церкви.

Богословское образование на курсах при Донской духовной семинарии сегодня может получить любой человек православной веры, который готов немного потрудиться на пути познания и имеет желание употребить полученные знания как для своего внутреннего развития, так и для блага тех, кто стоит в начале христианского пути.