29 мая 2020 года в рамках V Серафимовской научно-богословской конференции Воронежской духовной семинарии состоялся круглый стол в онлайн-формате по актуальным вопросам преподавания литургики в условиях применения дистанционных образовательных технологий в духовных учебных заведениях .
Организаторами мероприятия выступили Воронежская духовная семинария совместно с Координационной рабочей группой сообщества преподавателей литургики при Учебном комитете Русской Православной Церкви.
В круглом столе приняли участие: проректор по научной и методической работе, старший преподаватель кафедры библейских и богословских дисциплин Воронежской духовной семинарии иерей Константин Рева; проректор по научной работе, старший преподаватель кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии иерей Вадим Татусь; секретарь Ученого совета, старший преподаватель кафедры библеистики и богословия Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) иерей Иоанн Потапов; старший преподаватель церковно-практической кафедры Екатеринодарской духовной семинарии иерей Владимир Бондаренко; преподаватель церковно-практической кафедры Екатеринодарской духовной семинарии иерей Андрей Кретов и преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Донской духовной семинарии иерей Артемий Чамин.
Открыл круглый стол иерей Константин Рева, который поприветствовал участников мероприятия от лица ректора Воронежской духовной семинарии иерея Романа Ткачева. В ходе круглого стола обсуждались следующие вопросы:
— особенности изучения литургики и проведения богослужебной практики с применением дистанционных образовательных технологий;
— информационное обеспечение (электронная книгообеспеченность) дисциплины «Литургика»;
— аттестация студентов по литургике с применением дистанционных образовательных технологий;
— научное руководство выпускными квалификационными и курсовыми работами по литургике с применением дистанционных технологий;
— актуальные вопросы организации курсов повышения квалификации для преподавателей литургики.
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что переход с традиционного формата обучения студентов духовных школ на дистанционный был вынужденной мерой и единственной возможностью продолжить освоение образовательных программ в условиях пандемии. В ходе организации перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий духовные учебные заведения имели возможность самостоятельно выбрать формат взаимодействия со студентами. В Оренбургской семинарии занятия проводятся с помощью платформы Zoom, в Воронежской семинарии на базе Skype, в Белгородской семинарии преподаватель Литургики связывается с учащимися через закрытую группу «ВКонтакте», Донская духовная семинария использует образовательную среду, разработанную на базе международной открытой образовательной платформы MOODLE, в Екатеринодарской семинарии учебный процесс дистанционно организован с помощью сервиса Riot.
К числу положительных особенностей проведения дистанционных занятий участники круглого стола отнесли:
— увеличение посещаемости занятий;
— более активное привлечение во время проведения лекций и семинаров интерактивного сопровождения (презентаций, карт, таблиц, схем, скан-копий богослужебных книг и рукописей и т.д.);
— активизация использования студентами литературы в современных электронных библиотечных системах (ЭБС) и специализированных баз данных;
— более широкое применение форм письменного опроса в виде подготовки подробных чинопоследований уставных служб, написания кратких эссе, прохождения тематических тестов.
К отрицательным сторонам дистанционного обучения были отнесены:
— нестабильность связи со студентами, которые не всегда имеют доступ к качественному Интернет-соединению;
— отсутствие «живого» общения с обучающимися во время дистанционного проведения аудиторных занятий (не всегда ясно насколько студенты поняли изучаемый материал);
— дистанционное обучение требует более высокого уровня самоорганизации со стороны студентов, что затруднено нахождением в домашних условиях, которые не всегда приспособлены к полноценному обучению;
— в связи с увеличением объема письменных заданий, учебная нагрузка на студентов существенно увеличилась, что приводит к их перегрузке и затрудняет учебный процесс в целом;
— значительное увеличение нагрузки на преподавателей, связанной с подготовкой к занятиям и необходимостью постоянно быть на связи со студентами;
— существенные затруднения с организацией полноценной богослужебной практики, которую студенты не всегда могут пройти на базе приходских храмов по месту жительства.
В ходе круглого стола был представлен проект программы курсов повышения квалификации преподавателей литургики, который был подготовлен членами Координационной группы Учебного комитета. После обсуждения программы в целом, участники круглого стола одобрили общую структуру курсов. В ходе дискуссии было отмечено, что в рамках повышения квалификации преподавателей литургики необходимо предусмотреть проведение открытых лекций или семинаров, где опытные преподаватели могли бы поделиться с коллегами своими педагогическими наработками. Для отбора лучших педагогических практик участники круглого стола предложили организовать конкурс открытых уроков по Литургике.
Участники круглого стола высказали пожелание о проведении курсов повышения квалификации до конца текущего календарного года, в случае отменены карантинных ограничений.
В завершение мероприятия его участники поблагодарили организаторов круглого стола и выразили пожелание провести аналогичную дискуссию с целью обменяться опытом по организации изучения актуальных вопросов богослужебной практики на курсах повышения квалификации священнослужителей.
По материалам официального сайта Воронежской духовной семинарии