Официальный сайт Донской духовной семинарии - высшего духовного учебного заведения.
 

Преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Донской духовной семинарии принял участие в научно-богословской конференции Воронежской духовной семинарии

29 мая 2020 года в рамках V Серафимовской научно-богословской конференции Воронежской духовной семинарии состоялся круглый стол в онлайн-формате по актуальным вопросам преподавания литургики в условиях применения дистанционных образовательных технологий в духовных учебных заведениях .
Организаторами мероприятия выступили Воронежская духовная семинария совместно с Координационной рабочей группой сообщества преподавателей литургики при Учебном комитете Русской Православной Церкви.
В круглом столе приняли участие: проректор по научной и методической работе, старший преподаватель кафедры библейских и богословских дисциплин Воронежской духовной семинарии иерей Константин Рева; проректор по научной работе, старший преподаватель кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии иерей Вадим Татусь; секретарь Ученого совета, старший преподаватель кафедры библеистики и богословия Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) иерей Иоанн Потапов; старший преподаватель церковно-практической кафедры Екатеринодарской духовной семинарии иерей Владимир Бондаренко; преподаватель церковно-практической кафедры Екатеринодарской духовной семинарии иерей Андрей Кретов и преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Донской духовной семинарии иерей Артемий Чамин.
Открыл круглый стол иерей Константин Рева, который поприветствовал участников мероприятия от лица ректора Воронежской духовной семинарии иерея Романа Ткачева. В ходе круглого стола обсуждались следующие вопросы:
– особенности изучения литургики и проведения богослужебной практики с применением дистанционных образовательных технологий;
– информационное обеспечение (электронная книгообеспеченность) дисциплины «Литургика»;
– аттестация студентов по литургике с применением дистанционных образовательных технологий;
– научное руководство выпускными квалификационными и курсовыми работами по литургике с применением дистанционных технологий;
– актуальные вопросы организации курсов повышения квалификации для преподавателей литургики.
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что переход с традиционного формата обучения студентов духовных школ на дистанционный был вынужденной мерой и единственной возможностью продолжить освоение образовательных программ в условиях пандемии. В ходе организации перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий духовные учебные заведения имели возможность самостоятельно выбрать формат взаимодействия со студентами. В Оренбургской семинарии занятия проводятся с помощью платформы Zoom, в Воронежской семинарии на базе Skype, в Белгородской семинарии преподаватель Литургики связывается с учащимися через закрытую группу «ВКонтакте», Донская духовная семинария использует образовательную среду, разработанную на базе международной открытой образовательной платформы MOODLE, в Екатеринодарской семинарии учебный процесс дистанционно организован с помощью сервиса Riot.
К числу положительных особенностей проведения дистанционных занятий участники круглого стола отнесли:
– увеличение посещаемости занятий;
– более активное привлечение во время проведения лекций и семинаров интерактивного сопровождения (презентаций, карт, таблиц, схем, скан-копий богослужебных книг и рукописей и т.д.);
– активизация использования студентами литературы в современных электронных библиотечных системах (ЭБС) и специализированных баз данных;
– более широкое применение форм письменного опроса в виде подготовки подробных чинопоследований уставных служб, написания кратких эссе, прохождения тематических тестов.
К отрицательным сторонам дистанционного обучения были отнесены:
– нестабильность связи со студентами, которые не всегда имеют доступ к качественному Интернет-соединению;
– отсутствие «живого» общения с обучающимися во время дистанционного проведения аудиторных занятий (не всегда ясно насколько студенты поняли изучаемый материал);
– дистанционное обучение требует более высокого уровня самоорганизации со стороны студентов, что затруднено нахождением в домашних условиях, которые не всегда приспособлены к полноценному обучению;
– в связи с увеличением объема письменных заданий, учебная нагрузка на студентов существенно увеличилась, что приводит к их перегрузке и затрудняет учебный процесс в целом;
– значительное увеличение нагрузки на преподавателей, связанной с подготовкой к занятиям и необходимостью постоянно быть на связи со студентами;
– существенные затруднения с организацией полноценной богослужебной практики, которую студенты не всегда могут пройти на базе приходских храмов по месту жительства.
В ходе круглого стола был представлен проект программы курсов повышения квалификации преподавателей литургики, который был подготовлен членами Координационной группы Учебного комитета. После обсуждения программы в целом, участники круглого стола одобрили общую структуру курсов. В ходе дискуссии было отмечено, что в рамках повышения квалификации преподавателей литургики необходимо предусмотреть проведение открытых лекций или семинаров, где опытные преподаватели могли бы поделиться с коллегами своими педагогическими наработками. Для отбора лучших педагогических практик участники круглого стола предложили организовать конкурс открытых уроков по Литургике.
Участники круглого стола высказали пожелание о проведении курсов повышения квалификации до конца текущего календарного года, в случае отменены карантинных ограничений.
В завершение мероприятия его участники поблагодарили организаторов круглого стола и выразили пожелание провести аналогичную дискуссию с целью обменяться опытом по организации изучения актуальных вопросов богослужебной практики на курсах повышения квалификации священнослужителей.

По материалам официального сайта Воронежской духовной семинарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *