ÐеÑей ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ð£ÑаÑов
ÐиÑÑÐ¾Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ð¡ÑÑожÑкий ÐнÑоний. Ðак ÑаÑÑо Ñ Ð»ÑбовÑÑ Ð²ÑпоминаеÑÑÑ ÑÑо Ð¸Ð¼Ñ Ð»ÑдÑми, лиÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð°Ð²Ð½Ð¾ вÑÑавÑими на пÑÑÑ ÑеалÑного воÑеÑковлениÑ, ÑеÑивÑимиÑÑ Ð½Ðµ назÑваÑÑÑÑ, а бÑÑÑ Ñ ÑиÑÑианами, ÑÑлÑÑаÑÑ Ðога и оÑвеÑиÑÑ Ð½Ð° Ðго лÑбовÑ.
ÐÑе они, обÑаÑаÑÑÑ Ðº наÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð²Ð»Ð°Ð´Ñки ÐнÑониÑ, Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸ обÑÐ°Ð·ÐµÑ ÑеÑÑного оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº Ñебе и к Ñвоей веÑе, пÑиÑем обÑÐ°Ð·ÐµÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð±Ñл не из Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ¸Ñ Ð²Ñемен Ñ ÑиÑÑианÑкой дÑевноÑÑи, а в жизни наÑего ÑовÑеменника, ÑлÑживÑего ÐÐ¾Ð³Ñ Ð½Ð° Ðападе, в ÑÑловиÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²ÐµÐ½ÑÑва ÑекÑлÑÑного миÑа, навÑзÑваÑÑего оÑнÑÐ´Ñ Ð½Ðµ Ñ ÑиÑÑианÑкие ÑенноÑÑи.
Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð²Ñе Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ в ÑÑом ÑекÑлÑÑном и, можно ÑказаÑÑ, ÑзÑÑеÑком миÑе, где понÑÑие веÑÑ Ð²Ð¾ Ð¥ÑиÑÑа ÑвлÑеÑÑÑ ÑкоÑее беÑплаÑнÑм пÑиложением к обÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÑовÑеменного Ñеловека, коÑоÑÑй, по ÑÐ»Ð¾Ð²Ñ ÑÑÑÑкого ÑилоÑоÑа Ðвана ÐлÑина, пÑеÑледÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð²Ñеменно ÑазлиÑнÑе Ñели и ÑлÑжиÑ, одновÑеменно ÑазнÑм «богам»[1].
Ðменно Ñакой внÑÑÑенне ÑазделеннÑй Ñеловек (а ÑаковÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÐºÐ°Ðº неоÑиÑ, Ñак и ÑеÑковнÑй Ñеловек Ñо знаÑиÑелÑнÑм «ÑÑажем» жизни на пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ðµ) в ÑвоÑениÑÑ Ð²Ð».ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑизÑваеÑÑÑ Ð²ÑÑаÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑднÑй, но благодаÑнÑй пÑÑÑ Ð±Ð¾ÑÑÐ±Ñ Ñ Ð½ÐµÐ¸ÑкÑенноÑÑÑÑ Ð¸ Ñамообманом, на пÑÑÑ ÑеалÑной жизни под водиÑелÑÑÑвом не ÑобÑÑвеннÑÑ Ð¼ÐµÑÑаний, а ÐÑÑ Ð° СвÑÑого. ÐнÑми Ñловами — на пÑÑÑ ÑпаÑениÑ.
ÐиÑÑионеÑÑÐºÐ°Ñ Ð·Ð½Ð°ÑимоÑÑÑ ÑвоÑений вл.ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÑеделÑеÑÑÑ Ð¾ÑобÑм живÑм Ñлогом, ÑÑждÑм вÑÑокопаÑнÑÑ Ð¸ Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÑаÑÑÑждений, ÑÑо поÑÑи ÑÑÐ°Ð·Ñ ÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ñеловека пеÑед вÑбоÑом пÑедÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ ÐÐ¾Ð³Ñ ÐÐ¸Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑдобнÑм, но меÑÑвÑм ÑÑ ÐµÐ¼Ð°Ð¼ внеÑнего благоÑеÑÑиÑ, на пÑÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑого Ð½ÐµÑ Ð¥ÑиÑÑа. ÐиÑÑ. ÐнÑоний СÑÑожÑкий позволÑÐµÑ Ð½Ð°Ð¼ по-Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¾ÑмÑÑлиÑÑ Ñакие, казалоÑÑ Ð±Ñ, пÑоÑÑÑе понÑÑиÑ, как покаÑние, ÑмиÑение и поÑлÑÑание. Ðаждого из Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð½ пÑизÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾-наÑÑоÑÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°ÑÑиÑÑÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð¸ ÑлÑÑаÑÑ Ðога, и имеÑÑ Ð¼ÑжеÑÑво ÑледоваÑÑ ÑÑлÑÑанномÑ.
ÐонеÑно, Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ðожий Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ ÑÑлÑÑаÑÑ Ð¸ в веÑаниÑÑ ÑобÑÑвенной ÑовеÑÑи, и в ÑвоÑениÑÑ ÑвÑÑÑÑ Ð¾ÑÑов, в пÑоникновеннÑÑ ÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑÑаÑÑев. Ðднако именно в СвÑ. ÐиÑании ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´Ñ ÑÑно Ð´Ð°ÐµÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð¡ÐµÐ±Ñ Ð¸ пÑизÑÐ²Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из Ð½Ð°Ñ Ðº Себе.
ÐаÑе вÑемÑ, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° оÑевидное внеÑнее ÑаÑпÑоÑÑÑанение ÐÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ñ Ð¸ даже некоÑоÑой Ð¼Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð° него, Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑазиÑелÑнÑм невежеÑÑвом в оÑноÑении СвÑ.ÐиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑÑеди абÑолÑÑного болÑÑинÑÑва пÑавоÑлавнÑÑ Ñ ÑиÑÑиан. Ðменно поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑезвое и пленÑÑÑее иÑкÑенноÑÑÑÑ Ñлово вл.ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼ веÑнÑÑÑÑÑ Ðº иÑÑинно оÑеÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¾ÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑавоÑлавного Ñ ÑиÑÑианина к ÑÑой Ðниге книг. ÐÑоповеди вл.ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð½Ð°Ð¼ ÑвидеÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑимоÑÑÑ Ð¡Ð²Ñ. ÐиÑание, пÑÑи подгоÑовки к его ÑÑениÑ, а главное â к ÑеализаÑии его в ÑобÑÑвенной жизни.
Â
ÐÐÐЧÐÐÐРСÐÐÐÐ ÐÐÐÐЯ
Ðл.ÐнÑоний вÑлед за блаж. ÐеÑонимом[2] назÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¡Ð²Ñ. ÐиÑание ТаинÑÑвом, коÑоÑое обновлÑеÑ, Ð´Ð°ÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, оÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼ веÑноÑÑÑ Ð¸ вÑе оÑÑалÑнÑе дÑÑгие ÑаинÑÑва⦠где дейÑÑвÑÐµÑ Ðог[3].
Ð ÐиÑании Сам Ðог пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² наÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. Ðо как ÑÑо ÐожÑе поÑеÑение менÑÐµÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из наÑ? СлÑÑим ли мÑ, Ñо ÑÑо Ðог говоÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð¼ в Своем Слове? ÐÑÐ¾Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð»Ð¸ оно в наÑи глÑбинÑ, как ÑемÑ, падаÑÑее в добÑÑÑ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ, пÑиноÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Â Ð½Ðµ ÑазмÑÑлений, не пеÑеживаний ÑолÑко, но жизни?
ÐÑи вопÑоÑÑ ÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑед Ñобой и нами вл.ÐнÑоний. ÐÑноÑение к Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ñ ÐÐ¾Ð¶Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑождеÑÑвлÑÐµÑ Ñ Ð½Ð°Ñей гоÑовноÑÑÑÑ Ð²ÑÑÑеÑиÑÑ Ð² Ñвоей жизни Самого Ðога: «ÐÑимем Ñлово Ðожие, — говоÑÐ¸Ñ Ð²Ð»Ð°Ð´Ñка, — бÑдÑо пÑÑмо Ð¾Ñ Ðога, — Ð¾Ñ Ð»Ñбимого и возлÑбивÑего Ð½Ð°Ñ Ðога. РнаÑнем жиÑÑ»[4].
Ðменно наÑаÑÑ Ð¶Ð¸ÑÑ, а не ÑолÑко гноÑÑиÑеÑки поÑÑеблÑÑÑ Ð±Ð¸Ð±Ð»ÐµÐ¹Ñкие ÑекÑÑÑ, Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð² Ñамом знании ÑекÑÑа ÐиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑмÑÑл и ÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½ÑÑ ÑÑÑдий, пÑизÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑй паÑÑÑÑÑ.
ЧÑо же говоÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ.СÑÑожÑкий ÐнÑоний о наÑем «ÑлÑÑании» и «знании» СвÑ.ÐиÑаниÑ?
«Ðод за годом повÑоÑÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ воÑкÑеÑенÑÑм ÑÑение Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð¶Ðµ оÑÑÑвков из СвÑ. ÐиÑаниÑ. ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ñнова Ñакое понÑÑное, Ñак Ñ Ð¾ÑоÑо извеÑÑное меÑÑо ÑиÑаеÑÑÑ, заÑем — Ñазве Ð¼Ñ ÑÑого не знаем? â Ñак вÑÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ñмение Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ñ ÑиÑÑиан вл.ÐнÑоний.
«ÐеÑ, не знаем! â Ñакже ÑеÑиÑелÑно оÑвеÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð½. ÐоÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑзнаÑÑ Ð¿Ð¾ ÑлÑÑ Ñ ÑÐ¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ иной оÑÑÑвок, вÑпомниÑÑ Ð²Ñе, ÑÑо Ñам Ñказано, ÑÑо еÑе не знаÑÐ¸Ñ âзнаÑÑâ. ÐÑ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼ оÑÑÑвок СвÑ. ÐиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑолÑко Ñогда, когда он Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ ÑÑал жизнÑÑ, Ñо еÑÑÑ ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ Ñак, как Ñам говоÑиÑÑÑ[5].
УÑлÑÑаÑÑ â ÑÑо знаÑÐ¸Ñ Ð¾ÑозваÑÑÑÑ, и не ÑолÑко на одно мгновение, а оÑозваÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñегда. ÐÑ ÑлÑÑаем Ñлово Ðожие изо Ð´Ð½Ñ Ð² денÑ, из недели в Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð¸ из года в год, и оÑÑаемÑÑ Ñакими Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð½Ñми, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ð¼Ñ Ð½Ðµ Ñ Ð¾Ñим ÑлÑÑаÑÑ. ÐÑ Ñ Ð¾Ñим ÑÑлÑÑаÑÑ Ñо Ñлово, коÑоÑое нам желанно. Ð Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¾ÑÑаеÑÑÑ Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ¾Ð¹ и бедной, без глÑбинÑ, без веÑноÑÑи и без Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ[6].
Ðе в ÑÑом ли пÑиÑина, ÑÑо лиÑÑ Ð¾Ð³ÑаниÑеннÑй пÑоÑÐµÐ½Ñ Ð¿ÑавоÑлавнÑÑ Ñ ÑиÑÑиан Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¾Ð±ÑÑай ÑегÑлÑÑно обÑаÑаÑÑÑÑ Ðº Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ñ ÐожиÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ ÐиÑанием, дÑмаÑÑ Ð¸ говоÑиÑÑ Ñ ÐµÐ³Ð¾ помоÑÑÑ? Разве не ÑбÑваеÑÑÑ Ð½Ð° Ð½Ð°Ñ Ñлово дÑевнего пÑоÑока ÐеÑемии, говоÑÑÑего: Â«Ð ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð½Ðµ говоÑиÑÑ Ð¸ кого ÑвеÑеваÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑлÑÑали? ÐоÑ, ÑÑ Ð¾ Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñезанное, и они не могÑÑ ÑлÑÑаÑÑ; воÑ, Ñлово ÐоÑподне Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð² поÑмеÑнии; оно непÑиÑÑно им» (ÐеÑ. 6:10).
Ðо мÑÑли вл.ÐнÑониÑ, о ÑÑении Слова ÐÐ¾Ð¶Ð¸Ñ ÑледÑÐµÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ð² каÑегоÑиÑÑ ÑинеÑгии, как о ÑоÑабоÑниÑеÑÑве Ñ Ðогом. Рдо ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ, пока «Ðвангелие оÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ Ð²Ð½ÐµÑним законом, пока Ðвангелие оÑÑаеÑÑÑ ÐожеÑÑвенной волей, оÑлиÑной Ð¾Ñ Ð½Ð°Ñей воли или пÑоÑивной ей, Ð¼Ñ Ð½Ðµ евангелÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ñина, ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð´Ð°ÑÑ Ð¼Ð¸ÑÑ Ð¾ÑкÑовение благой веÑÑи»[7].
Рполемике Ñ ÑекÑанÑÑÑвом пÑавоÑлавное богоÑловие оÑобÑй ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð½Ð° ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо СвÑ. ÐиÑание бÑло дано Ðогом ÑеÑез ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð¸ Ð´Ð»Ñ Ð¦ÐµÑкви, ÑказÑÐ²Ð°Ñ Ñем ÑамÑм на невозможноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³Ð»ÑÐ±Ð¸Ð½Ñ ÐиÑаний вне ÐÑавоÑлавного ÐÑеданиÑ. Ðднако как ÑÑо положение понимаеÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ не в полемиÑеÑком ÑакÑÑÑе, а в положиÑелÑном ÑмÑÑле?
ÐÐ»Ñ Ð²Ð».ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ ÐиÑание пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ðµ абÑÑÑакÑной ЦеÑкви, а ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð»Ð¸ÑÑÑгиÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑобÑаниÑ, коÑоÑое Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÐиÑание не ÑолÑко «на ÑкÑижалÑÑ ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½Ð½ÑÑ Â», но и «на плоÑÑнÑÑ ÑкÑижалÑÑ ÑеÑдÑа» (2 ÐоÑ. 3:3).
            «Ðа каждой ÑлÑжбе Ð¼Ñ Ð¿ÑедÑÑоим пеÑед Ñловом Ðожиим и дÑмаем, ÑÑо ÑÑим Ð¼Ñ ÑÑановимÑÑ Ð½Ð°Ñодом Ðожиим; но Ð¾Ñ Ð½Ð°Ñ ÑÑебÑеÑÑÑ Ð³Ð¾Ñаздо болÑÑее, еÑли Ð¼Ñ Ñ Ð¾Ñим бÑÑÑ Ñаким наÑодом Ðожиим, коÑоÑÑй Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑказаÑÑ, ÑÑо ÐожеÑÑвенное Ñлово пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÐµÐ¼Ñ.
Ðвангелие ÑодилоÑÑ Ð² ЦеÑкви. Ðменно изнÑÑÑи ÑÑой обÑÐ¸Ð½Ñ ÑодилоÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ðога, лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÐогÑ, видение Ñакже ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑдÑбÑ, ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ пÑÐ¸Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñеловека. ÐаÑод Ðожий â ÑÑо ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ñина, коÑоÑÐ°Ñ ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾ Ñем-Ñо, ÑÑо ÑвлÑеÑÑÑ ÐµÐµ жизнÑÑ, пÑедмеÑом ее лÑбви, ее ÑадоÑÑÑÑ. ÐиблейÑкий наÑод — ÑÑо не наÑод, коÑоÑÑй ÑиÑÐ°ÐµÑ ÐиблиÑ, веÑно Ñ ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐµÐµ и возвеÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ; подлиннÑй наÑод Ðожий, подлиннÑй наÑод библейÑкий, подлиннÑй наÑод евангелÑÑкий должен бÑÑÑ Ñакой обÑиной, коÑоÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð° Ð±Ñ Ñама напиÑаÑÑ Ð¡Ð²ÑÑенное ÐиÑание, пÑоповедоваÑÑ ÐµÐ³Ð¾ из ÑобÑÑвенного опÑÑа, даÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ñало, ÑодиÑÑ ÐµÐ³Ð¾. ÐÑли Ð¼Ñ Ð½Ðµ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ñина — Ð¼Ñ Ð½Ðµ пÑинадлежим поиÑÑине ни ÐвангелиÑ, ни наÑÐ¾Ð´Ñ ÐожиÑ.
ÐÑо ли Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ в дейÑÑвиÑелÑноÑÑи? Ðелаем ли Ð¼Ñ ÑÑаÑÑ Ñнова Ñакой обÑиной, коÑоÑÐ°Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑиÑÑÑÑ Ð¶Ð¸ÑÑ ÑоглаÑно ÑÐ»Ð¾Ð²Ñ Ð¡Ð°Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ Ðога, наÑÑиÑÑÑÑ Ð±ÑÑÑ Ñаким наÑодом, Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого ÑоглаÑна Ñо Ñловом ÐвангелиÑ?
Ðакие же ÑеалÑнÑе Ñаги пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼ владÑка ÐнÑоний СÑÑожÑкий на пÑÑи возÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² наÑей повÑедневноÑÑи пÑавоÑлавного оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ñ ÐожиÑ?
Â
ÐÐРЧÐТÐТЬ ÐÐÐÐÐÐÐÐÐ
ÐеÑвое ÑÑловие Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·Ð²Ð»ÐµÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ÑледоваÑелÑного ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñ Ð²Ð».ÐнÑоний Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑеÑÑном и ÑеÑÑезном оÑноÑении к ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´ÐµÐ»Ñ, Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑвеннÑм желанием â оÑкÑÑÑÑ Ð¸ÑÑинÑ, понÑÑÑ, ÑÑо Ñам Ñказано.
ÐÑи ÑÑении ÐÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñ Â Ñеловек непÑеменно наÑÑкаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑазлиÑнÑе меÑÑа, коÑоÑÑе по-ÑÐ°Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾ÑзÑваÑÑÑÑ Ð² наÑей дÑÑе. СÑеди Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð»Ð°Ð´Ñка ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° непонÑÑнÑе и даже ÑÑждÑе нам ÑеÑениÑ, коÑоÑÑе Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ пÑинÑÑÑ Ðº ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑиÑаÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑÑе, Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñа, когда Ð¼Ñ Ð´Ð¾ÑаÑÑем до Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ñ Ð»ÑÑÑе понÑÑÑ. ÐÑÑгие меÑÑа могÑÑ Ð²ÑзваÑÑ Ð¾Ñказ и неÑоглаÑие, ÑÑо ÑлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼ ÑеловекÑ: Ðвангелие и Ñ Ð½Ðµ ÑозвÑÑÐ½Ñ Ð² каком-Ñо оÑноÑении.
Ð, наконеÑ, бÑдÑÑ Ñакие меÑÑа, на коÑоÑÑе он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÑозваÑÑÑÑ Ð²Ñем ÑеÑдÑем, вÑей дÑÑой, коÑоÑÑе кажÑÑÑÑ Ñакими пÑекÑаÑнÑми, Ñакими знаÑиÑелÑнÑми, ÑÑо на Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ оÑобо оÑÑановиÑÑÑÑ Ð¸ пÑоÑÑвÑÑвоваÑÑ Ð¸Ñ ÑилÑ.
«ÐоÑовноÑÑÑ ÑеÑÑно, оÑкÑÑÑо, без ÑÑÑÐ°Ñ Ð° оÑозваÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑо Ð±Ñ Ñо ни бÑло, ÑÑо Ð´Ð¾Ð¹Ð´ÐµÑ Ð´Ð¾ наÑего ÑознаниÑ, ÑÑо Ð·Ð°Ð¶Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑ Ð´ÑÑÑ ÑадоÑÑÑÑ, воÑÑоÑгом и побÑÐ´Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑозеÑÑаÑÑ ÐºÑаÑоÑÑ, а оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ Ñо, ÑÑо Ð¼Ñ Ð¾Ð±Ð½Ð°ÑÑжили в Ñебе, в Ðоге ÑеÑез Ðвангелие», —  Ñаково по ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð¡ÑÑожÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑвое ÑÑловие Ð´Ð»Ñ ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐвангелиÑ.
Ðо, ÑлÑÑÐ°Ñ Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð¾ Ðожие, Ð¼Ñ ÑаÑÑо полÑÑаем лиÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ-Ñо мгновенное наÑлаждение, без вÑÑкого намеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ Ð¿Ð¾ ÑловÑ, коÑоÑое ÑÑÐ¾Ð½ÐµÑ Ð´ÑÑÑ. ÐÑваеÑ, ÑÑо Ð¼Ñ ÑдеÑживаем Ñлова ÐиÑаний в памÑÑи и повÑоÑÑем Ð¸Ñ Ð´ÑÑгим, и лÑбÑемÑÑ Ð¸Ñ ÑмÑÑлом, но они не пÑиводÑÑ Ð² движение наÑей воли и не могÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð½Ð°Ñей жизни…
ÐÑиÑÐ¸Ð½Ñ ÑÑого вл.ÐнÑоний Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð² оÑÑÑÑÑÑвии в Ð½Ð°Ñ Ð³Ð»ÑÐ±Ð¸Ð½Ñ Ð¸ ÑеÑимоÑÑи, коÑоÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°ÑÑавила Ð±Ñ ÑказаÑÑ: «еÑли ÑÑо пÑавда, Ñо Ñ Ð±ÑÐ´Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ Ñак, Ñже без поÑÐ°Ð´Ñ Ðº Ñебе, без вÑÑкой жалоÑÑи к Ñебе; Ñади жизни Ñ Ð±ÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑпаÑÑ Ð½Ð°Ð¿ÐµÑÐµÐºÐ¾Ñ Ð²Ñем ÑÑÑемлениÑм, вÑей лжи, и непÑавде, и меÑÑвоÑÑи, коÑоÑÑе во мне еÑÑÑ»[8].
Ðалее, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑиÑÑ ÐºÐ°ÐºÑÑ-Ñо полÑÐ·Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐвангелиÑ, нÑжна вÑдеÑжка и поÑледоваÑелÑноÑÑÑ. ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ вникаÑÑ Ð² ÑмÑÑл ÐвангелиÑ, Ñо еÑÑÑ ÑдоÑÑовеÑиÑÑÑÑ Ð² понимании Ñого, ÑÑо Ñказано (Ð´Ð»Ñ ÑÑого владÑка ÑовеÑÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑÑÑÑ Ðº помоÑи ÑловаÑей и ÑазнÑÑ Ð¿ÐµÑеводов библейÑÐºÐ¸Ñ ÑекÑÑов). ÐоÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ð¾Ñ Ñого, наÑколÑко глÑбоко понимаеÑÑÑ Ñлово, оно Ð´Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð³Ð»Ñбоко или оÑÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑно.
ÐÐ»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð¾ Ðожие дейÑÑвиÑелÑно пÑеобÑажало наÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð²Ð».ÐнÑоний пÑизÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑелÑно пÑиÑлÑÑиваÑÑÑÑ Ðº ÑомÑ, ÑÑо Ðог говоÑиÑ, и вглÑдÑваÑÑÑÑ Ð² Ñо, ÑÑо Ðн ÑвоÑиÑ, вÑмаÑÑиваÑÑÑ Ð²Ð¾ вÑе ÑиÑÑаÑии, коÑоÑÑе опиÑÐ°Ð½Ñ Ð² Ñом или дÑÑгом евангелÑÑком оÑÑÑвке. РкаждÑй из Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ поÑÑаÑаÑÑÑÑ Ð¸ найÑи Ñвое меÑÑо в Ñолпе, Ðго окÑÑжаÑÑей, ÑлÑÑаÑÑ, как еÑли Ð±Ñ Ð¼Ñ Ð¿ÑиÑÑÑÑÑвовали дейÑÑвиÑелÑно, когда Ðн пÑоизноÑил ÑÑи Ñлова, ÑлÑÑаÑÑ, как еÑли Ð±Ñ Ð¼Ñ ÑÑоÑли в Ñолпе, когда Ðн Ñелил, ÑпаÑал, звал к покаÑÐ½Ð¸Ñ Ð»Ñдей, пÑиÑедÑÐ¸Ñ Ðº ÐемÑ[9].
РнаконеÑ, надо ÑиÑаÑÑ Ðвангелие ÑегÑлÑÑно, пÑедваÑиÑелÑно пÑоÑиÑав молиÑÐ²Ñ Ð¾ Ðожием пÑоÑвеÑении, не ÑоÑопÑÑÑ Ð¸ вÑлÑÑиваÑÑÑ Ð² каждое Ñлово. Ð ÑанÑÑе Ñем веÑнÑÑÑÑÑ Ðº обÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð´ÐµÐ»Ñ, владÑка ÑовеÑÑÐµÑ Ð¾ÑÑановиÑÑÑÑ, ÑеÑÑÑ Ð¸ помолÑаÑÑ Ð½ÐµÑколÑко минÑÑ Ð² ÑиÑине, вÑлÑÑиваÑÑÑ Ð² Ñо, ÑÑо Ðог говоÑил наÑÐµÐ¼Ñ ÑеÑдÑÑ.
Â
Â
ЧТРСТÐÐТ ÐСÐÐТЬ Ð ÐÐÐÐÐÐÐÐÐ?
ÐаждÑй из Ð½Ð°Ñ Ð²ÑÑÑеÑалÑÑ Ñо ÑÑеÑеоÑипом, бÑдÑо ÐÑавоÑлавие â ÑÑо ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¿ÑеÑов, коÑоÑаÑ, оÑÐ½Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ñ Ñеловека «ÑадоÑÑи ÑÑого миÑа», ниÑего не Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð·Ð°Ð¼ÐµÐ½, ÑÑо Ðаповеди Ðожии — лиÑÑ ÑиÑÑема пÑедпиÑаний и запÑеÑов.
ÐодобнÑй Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´ и в Ðвангелии Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ñ Ð³Ñозного ÐожÑего ÑÑда, ÑÑебований ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ñ , где каждÑй Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑвидеÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð¾Ð±Ð»Ð¸Ñение Ñвоего неÑовеÑÑенÑÑва и гÑÐµÑ Ð°.
ЧаÑÑо даже «дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¸ÐºÐ¸ ÑовеÑÑÑÑ ÑиÑаÑÑ Ðвангелие⦠и оÑмеÑаÑÑ вÑе Ñе ÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° гÑÐµÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾ÑÑÑ, коÑоÑÑе Ñам еÑÑÑ, и ÑÑавиÑÑ Ð¿ÐµÑед Ñобой вопÑоÑ: гÑÐµÑ Ð¾Ð²ÐµÐ½ ли Ñ Ð² ÑÑом или неÑ? Ð Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ ÑÑо, лÑди пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ð¼Ð¸Ð¼Ð¾ ÑамÑÑ ÑвеÑлÑÑ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñов в СвÑ. ÐиÑании»[10].
Ðднако Ð´Ð»Ñ Ð²Ð».ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ðвангелие не повод Ð´Ð»Ñ ÑÑÑÐ°Ñ Ð° и ÑнÑÐ½Ð¸Ñ — ÑÑо  пÑежде вÑего книга ÑадоÑÑи и надеждÑ: ÑадоÑÑи о Ñом, ÑÑо ÑÑеди Ð½Ð°Ñ ÐоÑподÑ, не далекий, не гÑознÑй, а Ñодной, Ñвой, как ÑамÑй близкий дÑÑг, облеÑеннÑй в ÑеловеÑеÑкÑÑ Ð¿Ð»Ð¾ÑÑ, знаÑÑий из лиÑного Своего опÑÑа, ÑÑо знаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑ Ñеловеком. Ð ÑадоÑÑÑ Ð¸ надежда о Ñом, ÑÑо на каждой ÑÑÑаниÑе ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´Ñ ÑÑебÑÐµÑ Ð¾Ñ Ð½Ð°Ñ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¼Ñ Ð±Ñли доÑÑÐ¾Ð¹Ð½Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÑÐ¸Ñ Ñвоего ÑеловеÑеÑÑва,  не Ð´Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼ ÑÑаÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÑÑе, Ñем Ñеловек, — Ñ Ð¾ÑÑ Ð¼Ñ Ð¸ гÑеÑим Ñак ÑаÑÑо и недоÑÑÐ¾Ð¹Ð½Ñ Ð±Ñваем и ÑебÑ, и Ðго[11].
ÐоÑÑомÑ, по ÑовеÑÑ Ð²Ð».ÐнÑониÑ, ÑиÑÐ°Ñ Ð¡Ð²Ñ. ÐиÑание, [нÑжно] не ÑолÑко иÑкаÑÑ Ñо, в Ñем Ðвангелие Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð¸ÑаеÑ, а иÑкаÑÑ ÐµÑе болÑÑе в Ðвангелии Ñе меÑÑа, Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð³Ð¾ÑÐ¸Ñ ÑеÑдÑе, возбÑждаеÑÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ поÑледоваÑÑ ÑÑим ÑказаниÑм, ÑÑÐ½ÐµÐµÑ Ñм, кÑепоÑÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð¸ возÑаÑÑаеÑ[12], Ñо, ÑÑо в Ðвангелии Ñак глÑбоко Ð½Ð°Ñ ÑÑогаеÑ, ÑÑо ÑÑвÑÑвÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº Ð±Ñ ÑÑодÑÑво,  близоÑÑÑ Ñ Ðогом[13].
ТолÑко Ñак ÐÐ»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð²ÐµÑÑÑ ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивнеÑÑи  в наÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑÑо-Ñо наÑÑолÑко новое, ÑÑо ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ жиÑÑ, а не ÑолÑко влаÑиÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ-Ñо ÑÑÑеÑÑвование или ÑÑÑеÑÑвоваÑÑ Ð¿Ð¾ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи[14].
Ð ÐÐ ÐÐÐÐÐÐРСÐÐÐÐ ÐÐÐÐЯ
ÐÑобое знаÑение Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¾Ð¿ÑÑ Ð²Ð».ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ñого, кÑо пÑизван ЦеÑковÑÑ Ð¿ÑоповедоваÑÑ Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð¾ Ðожие, и пÑежде вÑего â Ð´Ð»Ñ ÑвÑÑенника, коÑоÑого владÑка вÑлед за ÑвÑÑÑми оÑÑами именÑÐµÑ Ð¿ÑÑÑм евангелиÑÑом[15].
Ðо ÑовеÑÑ Ð²Ð»Ð°Ð´Ñки, пÑÐ¾Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ñ Ð½Ðµ нÑжно говоÑиÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼Ñ, кÑоме как ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ñебе и в иÑоге делиÑÑÑÑ Ñ Ð»ÑдÑми Ñем, ÑÑо ÑÑÐ¾Ñ Ð¾ÑÑÑвок ÑовеÑÑил над Ñамим пÑоповедником[16].
ÐбÑаÑаÑÑÑ Ðº ÑлÑÑаÑÑим его, ÑвÑÑенник в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ обÑаÑиÑÑÑÑ Ðº ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ñебе Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑом: ÑÑо говоÑÐ¸Ñ Ð¼Ð½Ðµ ÑÑÐ¾Ñ Ð¾ÑÑÑвок? Ð ÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð½ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð±ÑзÑваеÑ? Ðак Ñ ÑлÑÑÑ? РеÑли Ñ ÑлÑÑÑ â ÑÑо ÑкажÑ?..
ÐÑли Ñлово, коÑоÑое ÑвÑÑенник говоÑÐ¸Ñ Ð² пÑоповеди, ÑдаÑÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ дÑÑÑ, еÑли глÑбоко вонзаеÑÑÑ, как ÑÑÑела, в его ÑобÑÑвенное ÑеÑдÑе, оно ÑдаÑÐ¸Ñ Ð¸ в ÑÑжÑÑ Ð´ÑÑÑ Ð¸ вонзиÑÑÑ Ð² ÑÑжое ÑеÑдÑе. Ðо еÑли пÑоповедник бÑÐ´ÐµÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Â«Ð²Ð¾Ñ ÑÑим лÑдÑм» Ñо, ÑÑо, ÐµÐ¼Ñ Ð´ÑмаеÑÑÑ, им полезно знаÑÑ, Ñо болÑÑей ÑаÑÑÑÑ ÑÑо бÑÐ´ÐµÑ Ð±ÐµÑполезно, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ñма ÑÑо, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ, коÑнеÑÑÑ, но ниÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑÑо не пеÑевеÑнеÑ[17].
РвдÑÑг ÑлÑÑиÑÑÑ Ñак, ÑÑо Ð¥ÑиÑÑÐ¾Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÐ¸Ñ Ñлова, на коÑоÑÑе пÑоповедник Ñам не ÑÐ¼ÐµÐµÑ Ð¾ÑозваÑÑÑÑ?
ÐдеÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ðµ поÑÑнÑÐµÑ Ð¾Ð¿ÑÑ Ñамого владÑки. ÐÐ´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ð¸ÑÑÑгии он ÑиÑал Ðвангелие и, бÑдÑÑи оÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑалÑм, понÑл, ÑÑо ÑекÑÑ Ð´Ð¾ него не доÑел. Рв ÑеÑение вÑей ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð¾Ð½ пеÑеживал Ñ ÑжаÑом ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð±ÑаÑилÑÑ Ñо Своим Ñловом, а Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ниÑего не дÑогнÑло в дÑÑе. Ркогда пÑиÑло вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоповедоваÑÑ, он вÑÑел и Ñказал: Ð²Ð¾Ñ ÑÑо ÑлÑÑилоÑÑ, ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе, какой ÑÑо ÑжаÑ? ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´Ñ Ð¼Ð½Ðµ говоÑÐ¸Ñ Ñакие-Ñо Ñлова, а Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñ ÐÐ¼Ñ ÑказаÑÑ ÑолÑко: «Ðе Ð´Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ, мне неÑего Тебе оÑвеÑаÑÑ. Слова падаÑÑ ÐºÐ°Ðº бÑдÑо на каменнÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑ»â¦
Ð ÑÑом Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑÑÑаÑном пÑимеÑе Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ живой обÑÐ°Ð·ÐµÑ ÑелÑноÑÑи и иÑкÑенноÑÑи, ÑÐµÑ ÑенноÑÑей, к коÑоÑÑм вл.ÐнÑоний пÑизÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ñ Ð² ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿ÑоповедÑÑ . Ðменно ÑелÑноÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ дÑÑевнÑÑ Ñил не позволила ÑазÑÐ¼Ñ Ð¸Ð´Ñи впеÑеди ÑеÑдÑа и «ÑеоÑеÑиÑеÑки» говоÑиÑÑ Ð¾ Ñом, на ÑÑо ÑеÑдÑе не оÑкликнÑлоÑÑ, говоÑиÑÑ Ð±ÐµÐ· ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÐµÐ»Ð¸ÑÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð²Ñм опÑÑом, говоÑиÑÑ Ð¾ Ðоге без Ðога.
ÐÑо и еÑÑÑ Ñо Ñамое ÑоÑÑоÑние, когда пÑоповедник Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ðµ Ñлово, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ð¾Ñ Ñма, Ð¾Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹-Ñо неболÑÑой наÑиÑанноÑÑи им лÑдÑм комменÑаÑий, ÑÑо бÑло Ð±Ñ Ð½ÐµÐ¿Ñавдой, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð´ÑÑа не загоÑелаÑÑ, ÑеÑдÑе оÑÑалоÑÑ ÑÑжелÑм и беÑÑÑвÑÑвенное[18]. ÐÑо бÑл Ð±Ñ ÐºÐ¸Ð¼Ð²Ð°Ð» звÑÑаÑий[19]. Ð ÑÑом ÑлÑÑае он пÑоповедÑÐµÑ Ð¥ÑиÑÑа, не поÑвÑÑив ÑÐµÐ±Ñ ÐÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ, ÑеÑÐ¿Ð°Ñ Ñвои пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ Ðем ÑеÑез вÑоÑÑе и ÑÑеÑÑи ÑÑки, а не Ð¾Ñ Ðего Самого. СлÑÑаÑели ÑÑо ÑÑвÑÑвÑÑÑ Ð¸ не желаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе иÑкаÑÑ Ð¥ÑиÑÑа и познаваÑÑ Ðго[20].
ÐÐРЧÐТÐТЬ ÐÐÐÐÐÐÐÐРСÐÐÐЩÐ.
ÐовоÑÑ Ð¾ лиÑÑÑгиÑеÑком возвеÑении ÐвангелиÑ, а Ñакже о Ñ.н. келейном ÑÑении, вл.ÐнÑоний ÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°ÐµÑ ÐµÑе Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑоÑÐ¼Ñ Ð¿ÑиобÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑокÑовиÑам Слова ÐÐ¾Ð¶Ð¸Ñ — ÐвангелÑÑкие ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² кÑÑÐ³Ñ ÑобÑаÑÑев («гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¸Ð·ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐвангелиÑ»).
РпеÑвÑй вопÑоÑ, коÑоÑÑй Ð·Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ñам Ñебе владÑка: надо ли ÑиÑаÑÑ ÑообÑа? ÐаÑем нам вмеÑÑе ÑиÑаÑÑ Ñо, ÑÑо оÑноÑиÑÑÑ ÐºÐ¾ мне Ñак лиÑно?
Ðвангелие говоÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко обо мне или Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ, но обо вÑÐµÑ . ÐаждÑй из Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð¾ÑпÑинÑÑÑ ÑÐ¾Ñ Ð¶Ðµ ÑамÑй евангелÑÑкий ÑекÑÑ, Ñе же ÑамÑе Ñлова â Ñ Ñем же Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼, но Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ или менее глÑбоким пониманием. РпоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¾ помниÑÑ, ÑÑо Ðвангелие дано вÑем и ÑÑо каждÑй из наÑ, вÑлÑÑиваÑÑÑ, вдÑмÑваÑÑÑ, вÑиÑÑваÑÑÑ, Ð¶Ð¸Ð²Ñ Ðвангелием, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ понимаÑÑ Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ и новой глÑбиной. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð³Ð´Ðµ ÑолÑко еÑÑÑ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ, лÑди ÑобиÑалиÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкими гÑÑппами и ÑиÑали Ðвангелие вмеÑÑе, и делилиÑÑ Ñвоим опÑÑом. ÐÑиÑем делиÑÑÑÑ ÑÑим опÑÑом не Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑиÑÑ Ñвой Ñм. ÐÐµÐ´Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° Ð¼Ñ Ð´ÐµÐ»Ð¸Ð¼ÑÑ Ñем, ÑÑо ÑвлÑеÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ ÑамÑм дÑагоÑеннÑм, ÑамÑм ÑвÑÑÑм, ÑамÑм живоÑвоÑÑÑим, Ð¼Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾ лÑбви.
ÐÑоповеди вл.ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ, ÑÑо он видел ÑмÑÑл в оÑганизаÑии неболÑÑÐ¸Ñ Ð³ÑÑпп пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¶Ð°Ð½ (по ÑеÑÑÑе-воÑÐµÐ¼Ñ Ñеловек, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¼Ð¾Ð³ бÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑоÑÑий обмен Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»ÑдÑми[21]), коÑоÑÑе могÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð»Ð¸ÑÑÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе, и в миÑе ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð´ÑÑевнÑÑ Ñил пÑоÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑй оÑÑÑвок из ÐÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñ â негÑомко, внимаÑелÑно, без дÑамаÑиÑноÑÑи, ÑÑезво и благоговейно. ÐоÑле ÑÑого, помолÑав немного, даÑÑ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¾ÑозваÑÑÑÑ, поÑÑавиÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹-нибÑÐ´Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ даже вÑÑказаÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾Ðµ недоÑмение. РзаÑем ждаÑÑ, ÑÑо, можеÑ, кÑо-нибÑдÑ, Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ еÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑ, или кÑо пÑодÑмал, или кÑо пÑоÑел неÑÑо на ÑÑÑ ÑемÑ, ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÑозваÑÑÑÑ Ð¸ ÑказаÑÑ: «ÐнаеÑÑ, Ñ, можеÑ, не вÑе понимаÑ, но Ð²Ð¾Ñ ÐºÐ°Ðº Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÑÑÐ¾Ñ Ð¾ÑÑÑвок, Ð²Ð¾Ñ ÐºÐ°Ðº мне его обÑÑÑнÑли, Ð²Ð¾Ñ ÐºÐ°Ðº его обÑÑÑнÑÐµÑ ÑÐ¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ дÑÑгой дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñй пиÑаÑелѻ… Ð Ñак можно вÑиÑÑваÑÑÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе в Ðвангелие, дÑÑг дÑÑÐ³Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ, но Ñоже, в конеÑном иÑоге, поддеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð´ÑÑг во дÑÑге ÑеÑимоÑÑÑ Ð¸ гоÑовноÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко Ñмом понимаÑÑ, не ÑолÑко ÑеÑдÑем оÑзÑваÑÑÑÑ, но вÑей волей ÑкÑеплÑÑÑÑÑ Ð² ÑеÑимоÑÑи жиÑÑ ÑоглаÑно ÐÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑем, ÑÑо мне лиÑно и нам вмеÑÑе ÑÑало понÑÑно.
ÐÐ¾Ñ ÐµÑли Ñак пÑиÑÑÑпиÑÑ Ðº ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñ ÑообÑа, Ñо поддеÑжка единомÑÑленников, поддеÑжка дÑÑзей, поддеÑжка лÑдей, коÑоÑÑе на одном Ñ Ñобой пÑÑи в ЦаÑÑÑво Ðожие, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ, и Ð¾Ñ Ð½ÐµÐµ не надо оÑказÑваÑÑÑÑ. ÐнаÑиÑ, ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð²ÑиÑÑваÑÑÑÑ Ð² Ðвангелие поодиноÑке и Ñ Ð»ÑбовÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¸ÑÑÑÑ Ñо вÑеми Ñвоим пониманием, и из ÑÑого обÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑпаÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ[22].
СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо в наÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¾Ð¿ÑÑ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½ÑÑ Ð³ÑÑпп изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñ («ÐвангелÑÑÐºÐ¸Ñ ÑÑений») во Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÐµÐ¿Ð°ÑÑ Ð¸ÑÑ Ð ÑÑÑкой ÐÑавоÑлавной ÑеÑкви, вклÑÑÐ°Ñ Ð Ð¾ÑÑовÑкÑÑ ÐµÐ¿Ð°ÑÑ Ð¸Ñ. Ð Ñвоей деÑÑелÑноÑÑи они в болÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев ÑÑководÑÑвÑÑÑÑÑ Ñеми пÑинÑипами изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð²Ñ.ÐиÑаниÑ, коÑоÑÑе бÑли Ñак близки пÑиÑнопамÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð»Ð°Ð´Ñке ÐнÑониÑ.
ÐÑмÑÑлÑÑ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñй опÑÑ Ð¼Ð¸ÑÑополиÑа СÑÑожÑкого ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð² изÑÑении и пÑоповедании Слова ÐожиÑ, Ð¼Ñ Ð½ÐµÐ¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ к вÑводÑ, ÑÑо наÑа веÑа во Ð¥ÑиÑÑа и Ðго Ðвангелие â ÑÑо не миÑовоззÑение,  ÑÑо жизнÑ, оÑкÑÑвÑаÑÑÑ Ð¿ÐµÑед нами, ÑÑо Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð³Ð»Ñбина жизни. РеÑли ÑÑо не Ñак, Ñо Ð¼Ñ ÐµÑе не ÑÑали ÑÑениками Ð¥ÑиÑÑовÑми — Ð¼Ñ ÑолÑко ÑлÑÑаÑели. ÐоÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо в понимании вл.ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð±ÑÑÑ ÑÑеником знаÑÐ¸Ñ ÑÑлÑÑаÑÑ Ð²ÐµÑÑÑ, воÑпÑинÑÑÑ ÐµÐµ и жиÑÑ ÑоглаÑно ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð²ÐµÑÑиÑ; не как по Ñказке и по пÑÐ¸ÐºÐ°Ð·Ñ Ð¸Ð·Ð²Ð½Ðµ, а как еÑли Ð±Ñ Ð½Ð°Ð¼ оÑкÑÑлоÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ðµ понимание, иÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· коÑоÑого, Ð¼Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ.
СпиÑок иÑполÑзованнÑÑ Ð¸ÑÑоÑников
Â
- ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий. ÐаÑÑÑÑÑÑво. â Ðн.: «ÐздаÑелÑÑÑво ÐелоÑÑÑÑкого ÐкзаÑÑ Ð°Ñа», 2005, — 460 Ñ.
- ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий. Ðак ÑиÑаÑÑ Ðвангелие.
- ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий. Ð ÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. ÐÐ»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð²ÐµÑÑÑ
- ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий. Ð ÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. Ðак ÑиÑаÑÑ Ðвангелие
- ÐнÑоний, миÑÑ.СÑÑожÑкий. Ð ÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. Ðак Ñ ÑлÑÑÑ?
- ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий. Ð ÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. ÐаблÑдайÑе, как Ð²Ñ ÑлÑÑаеÑе
- ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий. Ð ÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. РвеликопоÑÑнÑÑ ÐвангелÑÑÐºÐ¸Ñ ÑÑениÑÑ
- ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий.  РÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. Ð Ðвангелии
- ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий.  РÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. РСвÑÑенном ÐиÑании
10. ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий.  РÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. Ð ÑлÑÑании и делании
11. ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий.  РÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. Ð ÑлÑÑании и пÑоповеди Слова ÐожиÑ
12. ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий.  РÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. ÐÑиÑÑа о ÑеÑÑеле. ÐÐµÐ´ÐµÐ»Ñ 21-Ñ Ð¿Ð¾ ÐÑÑидеÑÑÑниÑе
13. ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий. Ð ÑлÑÑании и делании. I. ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐ. УÑоки ÐеÑÑ Ð¾Ð³Ð¾ ÐавеÑа
14. ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий.  РÑлÑÑании и делании. II. ÐÐСÐÐЫ ÐÑÑли пÑи ÑÑении СвÑÑенного ÐиÑаниÑ
15. ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий.  РÑлÑÑании и делании. II. ÐÐСÐÐЫ. Ðведение в ÑÑение ÐÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñ (Ðк 1-4)
16. ÐнÑоний, миÑÑ. СÑÑожÑкий.  РÑлÑÑании и делании. II. ÐÐСÐÐЫ. ÐÑÑли пÑи ÑÑении СвÑÑенного ÐиÑаниÑ
17. Ð.Ð.ÐлÑин. ÐоÑÑее ÑеÑдÑе. Ðнига ÑÐ¸Ñ Ð¸Ñ ÑозеÑÑаний. â Ð.: ÐаÑ, 2005, 320 Ñ.
18. Ðж.ÐакдоналÑд. СÑÑ Ðибби. â Ð.Ðовг.: ЦенÑÑ Ðгапе, 2002, — 544 Ñ.
19. Ðавел Ðвдокимов. ÐÑавоÑлавие. â Ð. ÐÐРап.ÐндÑеÑ, 2002 , Ñ. 266
ÐÑимеÑание. ÐÑи подгоÑовке доклада иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð¼Ð°ÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ ÑлекÑÑонной библиоÑеки «ÐиÑÑÐ¾Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ð¡ÑÑожÑкий ÐнÑоний»Â http://www.metropolit-anthony.orc.ru/
[1] Ð.Ð.ÐлÑин. ÐоÑÑее ÑеÑдÑе. Ðнига ÑÐ¸Ñ Ð¸Ñ ÑозеÑÑаний. â Ð.: ÐаÑ, 2005, Ñ.303
[2] âÐÑ ÐµÐ´Ð¸Ð¼ Ðго Тело и пÑем Ðго ÐÑÐ¾Ð²Ñ Ð² ÐожеÑÑвенной ÐÐ²Ñ Ð°ÑиÑÑии. Ðо Ñакже пÑи ÑÑении СвÑ.ÐиÑаниÑ». ЦиÑ. по: Ðавел Ðвдокимов. ÐÑавоÑлавие. â Ð. ÐÐРап.ÐндÑеÑ, 2002 , Ñ. 266
[3] Ð Ñкоположение во ÑвÑÑенника. Ðондон.
[4] Ð Ñ Ñанении Слова ÐожиÑ. Слово, пÑоизнеÑенное на лиÑÑÑгии 7 ÑевÑÐ°Ð»Ñ 1983 г.
[5] РСвÑÑенном ÐиÑании. ÐÑиÑÑа о милоÑеÑдном ÑамаÑÑнине, 28 ноÑбÑÑ 1976 г.
[6] Ð ÑлÑÑании,  1973 г.
[7] РСвÑÑенном ÐиÑании, 26 ноÑбÑÑ 1967 г.
[8] Ð ÑлÑÑании и делании, 1971 г.
[9] Ð ÑлÑÑании и делании. I. ÐÑоповеди. Ðак ÑиÑаÑÑ Ðвангелие
[10] ÐеÑегиÑеÑÑ, бÑаÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¸, ÑвÑÑенники.
[11] Ð Ðвангелии. ÐоÑбÑÑ 1975 г.
[12] ÐеÑегиÑеÑÑ, бÑаÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¸, ÑвÑÑенники.
[13] РпаÑÑÑÑÑкой пÑакÑике.
[14] РевангелÑÑком благовеÑÑи.
[15] Ð Ñкоположение во диакона. ÐаÑиж.
[16] ÐаÑÑÑÑÑÑво. Ðоклад в ÐÐÐ 11.02.1982 г. (ÐаÑÑÑÑÑÑво, Ñ. 53)
[17] РпаÑÑÑÑÑÑве. Ðоклад в ÐÐÐ 25.12.1973 г. (ÐаÑÑÑÑÑÑво, Ñ. 24)
[18] РподгоÑовке к ÑвÑÑенÑÑвÑ. ÐÐÐ, 02.12.1966
[19] ÐеÑегиÑеÑÑ, бÑаÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¸, ÑвÑÑенники.
[20] Ðж.ÐакдоналÑд. СÑÑ Ðибби. â Ð.Ðовг.: ЦенÑÑ Ðгапе, 2002, Ñ.414
[21] РпаÑÑÑÑÑкой пÑакÑике
[22] Ðведение в ÑÑение ÐвангелиÑ