Опубликовано: Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2011, № 5. (входит в список ВАК) Л.В. Табунщикова
На уровне обыденного сознания традиционно считается, что активная антирелигиозная борьба со сносом и взрыванием церквей в период хрущевского пребывания у власти завершилась со снятием самого Н.С.Хрущёва, и взаимоотношения государства и церкви смягчились. Цель данной статьи проанализировать ситуацию, сложившуюся в церковной жизни в период так называемого «застоя», и выявить реальное отношение государства к религии и Церкви в это время.
Действительно, первые мероприятия «брежневского периода» подтверждают устоявшееся мнение. Сразу же после снятия в октябре 1964 г. с поста 1-го секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва произошло существенное смягчение государственной политики в религиозном вопросе. В декабре 1964 г. в Верховном суде СССР прошло специальное совещание по вопросам нарушения социалистической законности в отношении верующих. А в январе 1965 г. и Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих». Тогда же прекратили существование две академические антирелигиозные серии: «Ежегодник музея истории религии и атеизма» и «Проблемы истории религии и атеизма» [1, с.384].
Действительно, сразу же после прекращения «хрущёвских гонений» [1, с.386], отмечался незначительный рост числа посещавших богослужения верующих и количества совершаемых в храмах треб. Данные на 1965 г. показывают, что окрещено было всего по Ростовской области (РО) 14242 человека, или 26,6 % к родившимся, в 1966 году было окрещено 14432 человека или 27,2 % к родившимся, в 1967 году окрещено 14094 человека, или 27,6 % к родившимся. Таким образом, прирост числа крещений составил за три года 1 процент. Однако, после 1967 г. кривая роста треб идёт вниз, средний объём крещений за первые 6 лет правления Брежнева с 1965 г. по 1970 г. составляют по РО 26,2 %, в то время как за последние 6 лет пребывания у власти Н.С.Хрущёва этот показатель был выше и составлял 28,4 %. В дальнейшее время, с 1971 г. по 1982 г. объём крещений продолжал сокращаться и в среднем составил 24,3 %.[2, л.1].
Данная тенденция нетипична для общей тенденции в целом по СССР. Так, М. Шкаровский отмечает: «Сразу же после прекращения гонений стало расти число посещавших богослужения верующих, количество совершаемых в уцелевших храмах треб, доходы Московской Патриархии, число учащихся духовных школ и т.д. Так, например, в церквах Ленинграда в 1966 г. было окрещено 219 взрослых и 241 школьник, а в 1968 г. – соответственно 291 и 404. Всего же в 1968 г. обряд крещения в городе прошли 11784 человека (20 % новорожденных), а отпевания – 10360 (47 % скончавшихся), а в 1969 г. эти цифры ещё больше выросли» [1, с.386].
По состоянию на 1 января 1967 г. в Ростовской области имелось 70 зарегистрированных православных религиозных обществ. Из них фактически действовали 63 церкви и молитвенных дома (33 церкви и 30 молитвенных дома). 7 православных религиозных обществ по различным причинам не функционировали. Действовали также 17 зарегистрированных религиозных обществ других культов: 4 старообрядческие церкви, 2 церкви армяно-григорианских, одна мусульманская мечеть, одна иудейская синагога, 8 обществ евангельских христиан-баптистов, одно общество адвентистов седьмого дня. Помимо этого в области учтено и фактически действовало 120 религиозных сектантских обществ и групп различного толка и направлений, не зарегистрированных в установленном законом порядке. Из них только евангельские христиане-баптисты насчитывали 40 обществ и групп с общим количеством 1522 человека [4, л.5].
Наибольшее количество прихожан по-прежнему отмечалось на большие религиозные праздники (Пасха, Рождество и др.). Так, на 19 марта 1967 г. во время архиерейской службы в Ростовском кафедральном соборе было верующих и любопытствующих около 5 тыс. человек, в Новочеркасском соборе, в том же месяце, во время архиерейской службы было более 5 тыс. человек, из них приняло обряд причащения более 3 тысяч человек. В религиозные праздники (Пасха, Троица, Рождество) были переполнены церкви в городах Ростове, Таганроге, Шахтах, Батайске, Красном Сулине, Донецке, Новошахтинске, Сальске. Уполномоченный Совета по делам религий по Ростовской области подсчитал в своей аналитической справке за 1968 г., что за три года только по вопросу крещения в церквях и молитвенных домах побывало не менее 171072 человека, поскольку с каждым обрядом крещения связано 4 человека (отец, мать, кум и кума). Наибольшее количество крещений в 1967 г. было совершено в церквях и молитвенных домах: в Каменском районе окрещено 592 человека, или 80,6 % к родившимся, в Красносулинском районе окрещено 514 человек, или 76,8 %, в г. Шахты окрещено 396 человек или 60,9 %, в г. Донецке окрещено 396 человек или 55, 7% и в Октябрьском сельском районе окрещено 416 человек или 50% ко всем родившимся. Венчалось в 1965 г. 206 пар, в 1966 году – 219 пар, что составило 0,6% по отношению ко всем зарегистрированным в ЗАГСах бракам. Похоронено умерших по церковному обряду в 1965 г. — 2541, в 1966 г. – 2356, что составляло 8,8 % к умершим, в 1967 похоронено по церковному обряду 2959 человек или 9,5% к умершим [3, с.383].
При разных тенденциях в РО и в центральной России (Москва, Ленинград) количество людей, исполняющих церковные обряды, как видим, выше было в РО. Например, их количество в Каменском районе (582 чел., 80 % от родившихся) превышает аналогичный показатель в Ленинграде (20 % новорождённых) [1, с.386].
Реагируя на проявившуюся тенденцию, духовенство и религиозный актив РО в целях сохранения своего влияния на верующих приспосабливались к современным им условиям. В 60-ее годы в некоторых православных церквях Ростовской области, даже вопреки каноническим требованиям, были введены такие новшества, как коллективная исповедь верующих, заочное освящение в церквях вновь построенных домов, крещение детей путём окропления водой, а не погружения в купель, в ряде церквей старостами, а также обслуживающим лицами (псаломщиками) работали женщины, что по канонам ранее строго запрещалось. Кроме того, церквях и по инициативе и по решениям церковных советов были сокращены количественно и качественно церковные хоры. Духовенство в ряде церквей (ростовский Собор и др.) перешло, на так называемое, «народное пение», что означало, что вместо хора под руководством регента и дьяконов, молитвы разучивали и пели все верующие, находящиеся в церкви. Это, безусловно, вовлекало массы верующих в активный процесс богослужений и привело к тому, что местный Совет по делам религий принял решение «о дальнейшей нецелесообразности поощрения мероприятий по сокращению хоров» [3, с.382].
Такой источник, как «Список сектантов, проживающих в Железнодорожном районе г. Ростова, атеистов, закреплённых за ними и лиц, оторванных от веры за 1965-1966 гг.» [5, л.6] показывает, что на учёт были взяты поголовно все выявленные верующие, и за каждую «душу» велась упорная борьба. По району были взяты на учёт 49 баптистов, 4 пятидесятника, 4 адвентиста седьмого дня (субботники), 7- прочие верующие (в том числе православные и староверы). Помечалось, что «оторваны от веры в 1965-66 г. -16 человек». Данные списки сектантов показывают, что в атеистической работе учитывались личностные данные каждого «объекта»: ФИО, год рождения, адрес, дети, их партийность, их религиозные убеждения. Существовали особые пометки: «подписал жалобу в ЦК КПСС», «была разведчицей на фронте», «фанатичка», «задержан милицией за пение в автобусе», «ярая фанатичка», «заявила, что порвала с религией, но подписала жалобу в ЦК», «старая, молчаливая», «участвовал в пикетировании в Москве», «молчаливая, мало посещает моленья, можно оторвать». За каждым сектантом был закреплён атеист, преимущественно это были школьные учителя и врачи, как правило, члены КПСС.
Важнейшим направлением деятельности Совета по делам религий при Совете Министров СССР было осуществление контроля за соблюдением советского законодательства о культах. В 1960-х-1980-х гг. квалифицировались как нарушение законодательства: участие священнослужителей в хозяйственной деятельности, совершение треб без соответствующего учёта и оформления, привлечение к службе в церкви детей. Так, например, в х. Каныгин Константиновского района в 1964 г. был замечен случай, когда в церкви допускались дети школьного возраста. Староста и члены двадцатки были привлечены к административной ответственности [6, л.39]. Всего, с 1966 г. по 1972 г., за нарушение советских законов о религиозных культах, за антиобщественную деятельность, советской администрацией и судебными органами в РО было привлечено к уголовной ответственности 52 человека, привлечено к административной ответственности, штрафам – более 150 человек. Однако эти меры, по отзывам самих властей, положительного воздействия не дали [4, л.10].
Ряд документов показывает, что в 60-70-е гг. тактика антирелигиозной борьбы изменилась. В 1967 г. было образовано 5-е (идеологическое) управление КГБ, а в нём в следующем году появился 4-й («церковный») отдел, в компетенцию которого входили вопросы, связанные с контролем над религиозной жизнью. И спецслужбы, и советские органы стали собирать самую подробную информацию о своём идеологическом противнике. В облисполком требовалось 4 раза в год представлять следующие данные:
« 1. Какие религиозные организации и группы в городе (районе) фактически
действуют: зарегистрированные и незарегистрированные. В отношении
последних сообщить их название, количество, и фамилии
руководителей.
- Как советскими органами и общественными организациями района осуществляется контроль за соблюдением законодательства о культах. Какие нарушения были допущены со стороны религиозных организаций и духовенства и меры, принятые по этим вопросам. Особо осветить работу по пресечению противозаконной деятельности вожаков, отколовшихся баптистов, подпольной деятельности различных сект, бродячих попов, монахов и других незаконных служителей культа. Рассказать о работе комиссий содействия контролю за соблюдением законодательства о культах. Качественный и количественный состав этих комиссий. Сколько поступает жалоб и заявлений от верующих, в какие сроки рассмотрены.
- Проанализировать данные (в динамике за три истекшие года) о посещении верующими молитвенных собраний: в обычные дни, в праздничные дни, особо выделив почитаемые праздники. Дать анализ об исполнении религиозных обрядов, о финансовом состоянии и расходах религиозных организаций. Все эти данные необходимо по прилагаемой форме в корректном, вежливом тоне попросить, неофициально, и заполучить от исполнительных органов (церковных советов) религиозных организаций. О жителях других городов и районов, совершающих обряды в церквях вашего района, необходимо сообщить в райисполком по месту жительства. Особого внимания заслуживает освещение вопроса, какие методы воздействия применяет духовенство для детей и подростков. Привести фамилии верующих, порвавших с церковью, а так же служителей культа, порвавших с религией, под воздействием атеистической работы с ними.
- Охарактеризовать возрастной и социальный состав «двадцаток» и членов исполнительных органов (церковных советов и ревизионных комиссий). Проанализировать содержание проповедей и приспособленческой деятельности духовенства и сектантских проповедников. Сообщить, были ли паломничества к святым местам. Здания каких ранее закрытых церквей не переоборудованы и не используются под общественно-культурные потребности трудящихся» [7, л.3].
Стратегически верно был избран объект воздействия – молодёжь, а не конкретно верующие всех возрастов. Применялся внушительный арсенал средств и методов воздействия, больше влияющий на такие чувства, как стыд, совесть, нежелание оказаться обманутым. Руководствуясь планом мероприятий Ростовского обкома КПСС по усилению атеистического воспитания, на 1971-72 гг. Областной комитет ВЛКСМ, комсомольские организации области проводили работу по направлениям массовой пропаганды естественно-научных и атеистических знаний, пропаганде коммунистической морали и нравственности, внедрению новой гражданской обрядности, подготовки кадров для атеистической работы, по выпуску методических материалов, лекций и пособий по антирелигиозной тематике. Организационную и методическую работу по атеистическому воспитанию молодёжи в городах и районах области вели атеистические комиссии, созданные при городских и районных комитетах ВЛКСМ, а так же при крупных комсомольских организациях предприятий промышленности, транспорта и связи, строек, совхозов, колхозов и учебных заведений. Атеистические комиссии работали в тесном контакте с районными и городскими отделами общества «Знание». В 1971 г. лекторской группой Обкома ВЛКСМ выпущены два методических материала по атеистической тематике: «Почему они тайно молятся?» и «Атеистический репертуар художественной самодеятельности» для агитбригад, подготовленные совместно Домом научного атеизма. В 1971 г. лекторами комитетов комсомола прочитаны 2428 лекций по атеистической тематике и 3414 лекций по вопросам коммунистической морали и нравственности.
В дни религиозных праздников в городах и районах области проводились комсомольские рейды, организовались массовые мероприятия (вечера отдыха, смотры, конкурсы и т.д. Методические бюллетени «Организаторам атеистической работы с молодёжью» включали в себя материалы по разъяснению советского законодательства о религиозных культах, сценарии гражданских обрядов, библиографический обзор литературы и список кинофильмов по атеистической тематике. В городах и районах области на 1972 г. было создано 120 школ минимума знаний о природе, и обществе, которые посетили за год 10 тыс. человек. Самостоятельно и совместно с обкомом ВЛКСМ были проведены три областные конференции-семинара: «Ленин и проблемы атеизма», семинар с молодыми лекторами-атеистами, семинар с руководителями школ-минимума знаний о природе и общества. В городах и районах области проведено 17 городских и районных семинара с лекторами атеистами [4, л.39].
Была проведена в 1972 г. научно-практическая конференция с лекторами, докладчиками, организаторами атеистической работы. Существовал научно-методический Совет по атеистической пропаганде, а в городах и районах существовали атеистические секции. Большое внимание уделялось массовой пропаганде, на которую не жалели сил и средств. В 1971 г. в области было прочитано лекций 11222 вместо 10684 в 1970 г., т.е. увеличено на 538. За первое полугодие 1972 г. прочитано лекторами общества «Знание» свыше 5 тыс. лекций. Наряду с опытными лекторами 15,5 % лекций читалось молодыми лекторами. В сельских районах основную работу по атеистической пропаганде вели учителя. Впечатляет набор средств воздействия. Наряду с лекциями проводились устные журналы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, читательские конференции. Значительно выросло число лекций по проблемам нравственности: например, «Критика религиозной морали», «Религия и дети», «Учит ли Библия добру», и т.д.
Учитывались пристрастия молодёжи, что привело к организации кинолекториев по атеистической тематике. В 1971 г. в первом полугодии 1972 г. в области работал 101 постоянно действующий кинолекторий, как правило, где имелись действующие религиозные объединения. Областное управление кинофикации совместно с областным домом Научного атеизма, областным обществом «Знание» разрабатывало совместные мероприятия и планы по пропаганде атеистических знаний посредством кино. В госкиносети регулярно демонстрировались художественные, научно-популярные и хронико-документальные фильмы атеистической тематики. В 1971-72 гг. проведены областные тематические показы под девизом: «Православие как оно есть», «Секты, их вера и дела», демонстрировались фильмы: «Марксизм-ленинизм о религии», «Новое в космосе», «Медицина и религия», «Год среди баптистов», «Женщины и религия», «Они ждут конца света», «Новые традиции в наш быт», «Религиозные праздники и обряды» и др. Создавались киноклубы, кинолектории «Для верующих и не верующих», «Природа, человек, общество, религия», «Атеист» в кинотеатрах городов Ростова, Азова, Шахт, Новочеркасска, Каменска, в районах – Азовском, Аксайском, Орловском, Сальском, Неклиновском и др. За 1971 г. дано 6728 сеансов, обслужено 759982 зрителя. В первом квартале 1972 г. года дано 3450 сеансов, обслужено 319940 зрителей. Каждой дирекции киносети, кинотеатру областного подчинения определялось годовое задание по демонстрации фильмов атеистической тематики. Ход выполнения этих заданий контролировался ежеквартально [4, л.1-2].
В 1971-72 учебном году в области был опробован новые метод — работало 150 школ минимума знаний о природе, обществе и человеке, с общим охватом свыше 10 тысяч человек. Большая роль в атеистической пропаганде принадлежала атеистическим университетам. Их в области насчитывалось 41. Помимо этого, в области было создано 24 школы атеизма, постоянно действующих семинара, в которых проблемы атеизма изучали 354 лектора. В их организации и проведении принимали участие опытные лектора-атеисты, научные работники ВУЗов.
В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» за 1979 г. выдвигалось требование повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными предрассудками [8, с.403].
Антирелигиозная пропаганда приводила к своим результатам. Данные об обрядах всех религиозных объединений всех культов РО за 1959 – 1985 гг. убедительно свидетельствуют о снижении религиозности населения. Если во второй половине 60-х гг. мы наблюдаем кратковременный рост числа совершаемых обрядов по церквям области, то с начала 70-х гг. наблюдается устойчивая тенденция к их сокращению. Так, в 1967 г. крещений было 27,2 %, венчаний — 0,7 %, похорон — 9,5 %. В 1977 г. крещений было 25,7 %, венчаний — 0,6 %, похорон — 2,9 %. В 1980 г. крещений 23 %, венчаний 0,5 %, похорон 1,9 % [2, л.1]. Таким образом, за 13 лет объём крещений снизился на 4,2 %, венчаний на 0,2 %, похорон на 7,6 %. И, тем не менее, показатели обрядности Ростовской области по сравнению с общесоветскими оставались довольно высокими: в 1971 г. окрещено около 13500 р., что составляло почти 25 % к родившимся, тогда как в целом по стране в СССР окрещено в 1971 г. – 20,6%, а по РСФСР – 21,8% к родившимся. В среднем ежегодно в церквях области крестили каждого четвёртого родившегося ребёнка [4, л.7].
Было бы упрощением думать, что сокращение количества верующих и обрядности – результат одной лишь атеистической работы. Большую роль сыграли такие важные процессы, как введение всеобщего среднего образования, начало проникновения в быт советских людей западной массовой культуры. Эти факторы отвлекали молодёжь от духовных исканий. Элементы религии, проникающие с Запада, носили протестантский характер и имели далёкие от традиционного православия формы (популярная рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»).
Сокращалось и количество православных общин. Если на 1967 г. их насчитывалось 70, то к 1972 г. их количество снизилось до 64-х. Любопытно, что сокращение не коснулось других зарегистрированных религиозных направлений – армяно-григорианского, мусульманского, иудейского, баптистского. Количество же адвентистов седьмого дня увеличилось, с одного общества, до двух. Помимо этого, в 1972 г. насчитывалось 104 религиозных общества и групп сектантского различного толка и направления (около10 тысяч человек), не зарегистрированных в установленном законом порядке. Это были: баптисты – 33 группы с общим количеством 1200 человек, в том числе 10 групп – 461 человек баптистов – сторонники «совета церквей евангельских христиан-баптистов», 25 групп пятидесятников – более 800 человек, 14 групп адвентистов 7-го дня – около 300 человек, 1 группа – 45 человек адвентистов – реформистов, истинно-православных церковников – 10 групп – 212 человек, иоанниты – 5 групп – 80 человек, старообрядцы – 12 групп – 525 человек, иеговисты – 2 группы – 60 человек, хлысты – 1 группа – 46 человек, скопцы- 1 группа – 18 человек. В Целинском районе проживало более 7 тысяч молокан и духоборов [4, л.5-6]. Такая тенденция наблюдалась в целом по стране, снятие с регистрации православных общин приводило к заметному численному росту различных сект. Так, работники аппарата Уполномоченного Совета по Белорусской ССР совместно с учёными установили, что среди вновь обращённых в сектантских общинах 31,6 % составляли бывшие православные [1, с.393].
Таким образом, в период брежневского правления существенного пересмотра религиозной политики в СССР не произошло, власть от открытого, агрессивного противоборства хрущёвских времён перешла к скрытому, но от того не менее разрушительному противостоянию. Антицерковная политика была продолжена, изменились только её формы и методы.
Литература
1. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,
2010. 480 с.
2. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп.5. Д. 40. Л.1.
3. Ростовской области – 70 лет (1937-2007 гг.): сб. док. Ростов н/Д,
2008. 560 с.
4. ЦДНИРО. Ф.9. Оп.50. Д. 269.
5. ГАРО, Ф. Р-4173. Оп.5. Д. 176.
6. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 5. Д.153.
7. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп.5. Д.164.
8. Настольная книга атеиста. М., 1987. 431 с.