Официальный сайт Донской духовной семинарии - высшего духовного учебного заведения.
 

И.И. Улитчев. “ЗАЧЕМ НУЖНА ЦЕРКОВЬ?”

500х800

Опубликовано: “Источник” (Журнал православной молодежи Дона) И.И. Улитчев

Согласно социологическим опросам, более 60% современных россиян считают себя православными: они крещены в православной вере, возможно, в той или иной степени интересуются многовековой духовной культурой Православной Руси, говорят о благотворном, умиротворяющем воздействии на душу обстановки православного храма или монастыря. Однако большинство православных (по статистике, церковной жизнью живут лишь 3-5%) практически не знают о том, что Церковь в ее земном бытии – далеко не только купола и стены храмов, и даже богослужение, которое в этих стенах совершается. 

Отсюда закономерно возникает вопрос: можно ли быть православным вне Церкви? Оказывается, что в православном учении четко и настойчиво проводится мысль об обязательной принадлежности к Церкви всякого верующего христианина: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». В трактате  священномученника Киприана Карфагенского (IV век) «О единстве Церкви» эта фраза звучит так: «Тот уже не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Почему так? Во-первых, очевидно, что Церковь нужна верующим людям для духовной поддержки и взаимопомощи. Гораздо легче идти по жизненному пути, чувствуя рядом с собой «локоть» друзей и единомышленников.

Однако аргумент о пользе общинности явно недостаточен. Ведь такой аргумент предлагают и представители различных протестантских деноминаций, где, как известно, общинная жизнь развита отлично. Чем, в таком случае, христианская церковь отличается от какой-нибудь политической партии или, скажем, кружка любителей индийской религиозной философии? Ведь и здесь мы видим общество людей, связанных одним и тем же мировоззрением, руководствующихся одними и теми же жизненными ценностями. Но в Новом Завете сказано: Церковь есть Тело Христа (Еф. 1:23), «дом Божий», «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15)? Столп – это опора свода здания,  «утверждение» – его фундамент. Следовательно, без Церкви, по словам апостола Павла, истина в мире просто не может «устоять» – она «рухнет» и рассыплется на множество беспорядочных осколков.

Эту же мысль развивает священномученик Ириней Лионский, живший во II в.: «Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни… Посему, должно с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины». Мысль сщмч. Иринея  совершенно ясна: Бог дал людям чистый и неразрушаемый источник истины, из которого каждый может почерпнуть спасительное учение и приобщиться к духовной жизни: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Я, – говорит Христос, –  «умолю Отца, и даст вам другого Утешителя (Духа Святого), да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16).

Итак, Церковь продолжает дело Христа в мире, она есть «дверь» ко Христу, источник, посредством которого в мир приходит божественная истина и благодать. Но для того, чтобы Церковь была в мире «столпом и утверждением истины», она неизбежно должна быть видимой, иметь явные «земные» очертания. И из данных Священного Писания мы убеждаемся, что это действительно так. Церковь – это общество людей, держащихся одной веры (Еф. 4:5); в Церкви существуют определенные служения и определенная организационная структура, важнейшее место в которой исполняют епископы и пресвитеры (Флп. 1:1, Деян. 20:17); все, кто крестится по вере во Христа и желает идти путем Его заповедей, должны явным образом присоединиться к Церкви (Деян. 2:47, 5:13).

Возможно, эта необходимость видимой организации может оказаться непонятной для тех, кто привык воспринимать духовную жизнь как сферу «безграничной свободы». Почему нельзя веровать во Христа, изучать Библию и обращаться к Богу «напрямую», «в индивидуальном порядке»? Тем более, что внешний «облик» этой организации, складывающийся из действий ее конкретных представителей, для стороннего наблюдателя, скажем так, не всегда сияет безупречной белизной и непорочностью.

Ответ здесь лежит в практической плоскости, а не в области отвлеченных рассуждений, или, тем более, пристрастных оценок чьих-либо поступков. Человек, в поисках Бога входящий в Церковь (не в церковь как здание, а именно в полноту ее земного бытия), обязательно ощущает, как в его душу входят токи новой жизни, благодатные силы, обновляющие душу и дающие возможность исполнять заповеди Христа. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).

Слова апостола Павла о том, что Церковь есть тело Христово – не просто громкая метафора. «В том-то сила и значение дела Христова, что оно не ограничивается одним только учением. Человечеству даны новые силы… Эти силы даны, прежде всего для того, чтобы в воплощении Сына Божия, человечество теснейшим образом соединилось с Богом. В Церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека со Христом». А способ этого единения принадлежит к особой, таинственной стороне церковной жизни: “Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Иоанн. 6:52-56). «Таким образом, ..истинная жизнь возможна лишь при тесном природном или, как говорят, реальном единении со Христом в таинстве Евхаристии, но это единение со Христом создаёт и единение людей друг с другом, то есть создаётся единое тело Церкви. Следовательно, христианская жизнь по самому существу церковна» (священномученик Иларион (Троицкий)).

По мысли священномученика Игнатия Богоносца (II в.), подобно тому, как Христос есть «во плоти явившийся Бог», соединивший «видимое и невидимое», так и Церковь есть единство «плотское и духовное», невидимое и видимое. Поэтому и земная структура Церкви имеет божественное установление и принципиально значима в деле нашего спасения. По мысли св. отцов, в Христовой Церкви происходит не только общение, «встреча» людей с Богом, но и преодоление, во Христе и через Него, разобщения между людьми. По словам православного писателя ХХ в. С.И.Фуделя, «Церковь есть преодоление одиночества».

Ничто не может помешать земной Церкви быть телом Христовым, единым «богочеловеческим организмом», в том числе, не могут помешать и видимые нестроения в церковном теле,  ошибки и преткновения церковных людей. Св. отцы именуют Церковь не только «кораблем спасения», но и лечебницей, ее призвание как раз и состоит в том, чтобы «врачевать человеческие грехи». Однако для того, чтобы человек ощутил смысл церковной жизни, в нем должна быть хотя бы искорка «жажды Бога». Без хотя бы малого стремления к Богу, Его любви и правде, внимательности к своей душе все вопросы о Церкви останутся только вопросами.

И.И. Улитчев