ÐпÑбликовано: «ÐÑÑоÑник» (ÐÑÑнал пÑавоÑлавной молодежи Ðона) Ð.Ð. УлиÑÑев
СоглаÑно ÑоÑиологиÑеÑким опÑоÑам, более 60% ÑовÑеменнÑÑ ÑоÑÑиÑн ÑÑиÑаÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¿ÑавоÑлавнÑми: они кÑеÑÐµÐ½Ñ Ð² пÑавоÑлавной веÑе, возможно, в Ñой или иной ÑÑепени инÑеÑеÑÑÑÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð²ÐµÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹ дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ кÑлÑÑÑÑой ÐÑавоÑлавной Ð ÑÑи, говоÑÑÑ Ð¾ благоÑвоÑном, ÑмиÑоÑвоÑÑÑÑем воздейÑÑвии на дÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÑановки пÑавоÑлавного Ñ Ñама или монаÑÑÑÑÑ. Ðднако болÑÑинÑÑво пÑавоÑлавнÑÑ (по ÑÑаÑиÑÑике, ÑеÑковной жизнÑÑ Ð¶Ð¸Ð²ÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ 3-5%) пÑакÑиÑеÑки не знаÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð² ее земном бÑÑии â далеко не ÑолÑко кÑпола и ÑÑÐµÐ½Ñ Ñ Ñамов, и даже богоÑлÑжение, коÑоÑое в ÑÑÐ¸Ñ ÑÑÐµÐ½Ð°Ñ ÑовеÑÑаеÑÑÑ.Â
ÐÑÑÑда закономеÑно Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑ: можно ли бÑÑÑ Ð¿ÑавоÑлавнÑм вне ЦеÑкви? ÐказÑваеÑÑÑ, ÑÑо в пÑавоÑлавном ÑÑении ÑеÑко и наÑÑойÑиво пÑоводиÑÑÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¾Ð± обÑзаÑелÑной пÑинадлежноÑÑи к ЦеÑкви вÑÑкого веÑÑÑÑего Ñ ÑиÑÑианина: «ÐÐ¾Ð¼Ñ Ð¦ÐµÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð½Ðµ маÑÑ, ÑÐ¾Ð¼Ñ Ðог не ÐÑеÑ». Ð ÑÑакÑаÑе  ÑвÑÑенномÑÑенника ÐипÑиана ÐаÑÑагенÑкого (IV век) «РединÑÑве ЦеÑкви» ÑÑа ÑÑаза звÑÑÐ¸Ñ Ñак: Â«Ð¢Ð¾Ñ Ñже не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ ÐÑÑом Ðога, кÑо не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¼Ð°ÑеÑÑÑ Ð¦ÐµÑковÑ». ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ñак? Ðо-пеÑвÑÑ , оÑевидно, ÑÑо ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð½Ñжна веÑÑÑÑим лÑдÑм Ð´Ð»Ñ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ поддеÑжки и взаимопомоÑи. ÐоÑаздо легÑе идÑи по Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÑи, ÑÑвÑÑвÑÑ ÑÑдом Ñ Ñобой «локоÑÑ» дÑÑзей и единомÑÑленников.
Ðднако аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð¾ полÑзе обÑинноÑÑи Ñвно недоÑÑаÑоÑен. ÐÐµÐ´Ñ Ñакой аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑедлагаÑÑ Ð¸ пÑедÑÑавиÑели ÑазлиÑнÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑанÑÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ½Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ñий, где, как извеÑÑно, обÑÐ¸Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑазвиÑа оÑлиÑно. Чем, в Ñаком ÑлÑÑае, Ñ ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð¾ÑлиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹-нибÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкой паÑÑии или, Ñкажем, кÑÑжка лÑбиÑелей индийÑкой Ñелигиозной ÑилоÑоÑии? ÐÐµÐ´Ñ Ð¸ здеÑÑ Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ обÑеÑÑво лÑдей, ÑвÑзаннÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ и Ñем же миÑовоззÑением, ÑÑководÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ и Ñеми же жизненнÑми ÑенноÑÑÑми. Ðо в Ðовом ÐавеÑе Ñказано: ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐµÑÑÑ Ð¢ÐµÐ»Ð¾ Ð¥ÑиÑÑа (ÐÑ. 1:23), «дом Ðожий», «ÑÑолп и ÑÑвеÑждение иÑÑинÑ» (1 Тим. 3:15)? СÑолп â ÑÑо опоÑа Ñвода зданиÑ, «ÑÑвеÑждение» — его ÑÑндаменÑ. СледоваÑелÑно, без ЦеÑкви, по Ñловам апоÑÑола Ðавла, иÑÑина в миÑе пÑоÑÑо не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Â«ÑÑÑоÑÑÑ» â она «ÑÑÑ Ð½ÐµÑ» и ÑаÑÑÑплеÑÑÑ Ð½Ð° множеÑÑво беÑпоÑÑдоÑнÑÑ Ð¾Ñколков.
ÐÑÑ Ð¶Ðµ мÑÑÐ»Ñ ÑÐ°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑвÑÑенномÑÑеник ÐÑиней ÐионÑкий, живÑий во II в.: «Ðе должно иÑкаÑÑ Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¸ÑÑинÑ, коÑоÑÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ полÑÑиÑÑ Ð¾Ñ Ð¦ÐµÑкви, ибо ÐпоÑÑолÑ, как Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñ Ð² ÑокÑовиÑниÑÑ, вполне положили в нее вÑе, ÑÑо оÑноÑиÑÑÑ Ðº иÑÑине, Ñак ÑÑо вÑÑкий желаÑÑий беÑÐµÑ Ð¸Ð· нее пиÑие жизни… ÐоÑемÑ, должно Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÑайÑим ÑÑанием избиÑаÑÑ Ñо, ÑÑо оÑноÑиÑÑÑ Ðº ЦеÑкви, и пÑинимаÑÑ Ð¿Ñедание иÑÑинÑ». ÐÑÑÐ»Ñ ÑÑмÑ. ÐÑинеÑ ÑовеÑÑенно ÑÑна: Ðог дал лÑдÑм ÑиÑÑÑй и неÑазÑÑÑаемÑй иÑÑоÑник иÑÑинÑ, из коÑоÑого каждÑй Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑеÑпнÑÑÑ ÑпаÑиÑелÑное ÑÑение и пÑиобÑиÑÑÑÑ Ðº дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ жизни: «Я Ñоздам ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐоÑ, и вÑаÑа ада не одолеÑÑ ÐµÐµÂ» (ÐÑ. 16:18). Я, — говоÑÐ¸Ñ Ð¥ÑиÑÑоÑ, —  «ÑÐ¼Ð¾Ð»Ñ ÐÑÑа, и даÑÑ Ð²Ð°Ð¼ дÑÑгого УÑеÑиÑÐµÐ»Ñ (ÐÑÑ Ð° СвÑÑого), да пÑебÑÐ´ÐµÑ Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ вовек» (Ðн. 14:16).
ÐÑак, ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾ Ð¥ÑиÑÑа в миÑе, она еÑÑÑ Â«Ð´Ð²ÐµÑÑ» ко Ð¥ÑиÑÑÑ, иÑÑоÑник, поÑÑедÑÑвом коÑоÑого в Ð¼Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð¶ÐµÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑÑина и благодаÑÑ. Ðо Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¦ÐµÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð±Ñла в миÑе «ÑÑолпом и ÑÑвеÑждением иÑÑинÑ», она неизбежно должна бÑÑÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ð¹, имеÑÑ ÑвнÑе «земнÑе» оÑеÑÑаниÑ. Риз даннÑÑ Ð¡Ð²ÑÑенного ÐиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ñ ÑбеждаемÑÑ, ÑÑо ÑÑо дейÑÑвиÑелÑно Ñак. ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ â ÑÑо обÑеÑÑво лÑдей, деÑжаÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ веÑÑ (ÐÑ. 4:5); в ЦеÑкви ÑÑÑеÑÑвÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑе ÑлÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾ÑганизаÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ ÑÑÑÑкÑÑÑа, важнейÑее меÑÑо в коÑоÑой иÑполнÑÑÑ ÐµÐ¿Ð¸ÑÐºÐ¾Ð¿Ñ Ð¸ пÑеÑвиÑеÑÑ (Флп. 1:1, ÐеÑн. 20:17); вÑе, кÑо кÑеÑÑиÑÑÑ Ð¿Ð¾ веÑе во Ð¥ÑиÑÑа и Ð¶ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð¸Ð´Ñи пÑÑем Ðго заповедей, Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑвнÑм обÑазом пÑиÑоединиÑÑÑÑ Ðº ЦеÑкви (ÐеÑн. 2:47, 5:13).
Ðозможно, ÑÑа Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ð¹ оÑганизаÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð½ÑÑной Ð´Ð»Ñ ÑÐµÑ , кÑо пÑивÑк воÑпÑинимаÑÑ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐºÐ°Ðº ÑÑеÑÑ Â«Ð±ÐµÐ·Ð³ÑаниÑной ÑвободÑ». ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð½ÐµÐ»ÑÐ·Ñ Ð²ÐµÑоваÑÑ Ð²Ð¾ Ð¥ÑиÑÑа, изÑÑаÑÑ ÐÐ¸Ð±Ð»Ð¸Ñ Ð¸ обÑаÑаÑÑÑÑ Ðº ÐÐ¾Ð³Ñ Â«Ð½Ð°Ð¿ÑÑмÑÑ», «в индивидÑалÑном поÑÑдке»? Тем более, ÑÑо внеÑний «облик» ÑÑой оÑганизаÑии, ÑкладÑваÑÑийÑÑ Ð¸Ð· дейÑÑвий ее конкÑеÑнÑÑ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей, Ð´Ð»Ñ ÑÑоÑоннего наблÑдаÑелÑ, Ñкажем Ñак, не вÑегда ÑиÑÐµÑ Ð±ÐµÐ·ÑпÑеÑной белизной и непоÑоÑноÑÑÑÑ.
ÐÑÐ²ÐµÑ Ð·Ð´ÐµÑÑ Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð² пÑакÑиÑеÑкой плоÑкоÑÑи, а не в облаÑÑи оÑвлеÑеннÑÑ ÑаÑÑÑждений, или, Ñем более, пÑиÑÑÑаÑÑнÑÑ Ð¾Ñенок ÑÑÐ¸Ñ -либо поÑÑÑпков. Человек, в поиÑÐºÐ°Ñ Ðога Ð²Ñ Ð¾Ð´ÑÑий в ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ (не в ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐºÐ°Ðº здание, а именно в полноÑÑ ÐµÐµ земного бÑÑиÑ), обÑзаÑелÑно оÑÑÑаеÑ, как в его дÑÑÑ Ð²Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ñоки новой жизни, благодаÑнÑе ÑилÑ, обновлÑÑÑие дÑÑÑ Ð¸ даÑÑие возможноÑÑÑ Ð¸ÑполнÑÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ð¸ Ð¥ÑиÑÑа. «Ðбо вÑе Ð¼Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ ÐÑÑ Ð¾Ð¼ кÑеÑÑилиÑÑ Ð² одно Ñело, ÐÑдеи или ÐллинÑ, ÑÐ°Ð±Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑвободнÑе, и вÑе Ð½Ð°Ð¿Ð¾ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ ÐÑÑ Ð¾Ð¼Â» (1 ÐоÑ. 12:13).
Слова апоÑÑола Ðавла о Ñом, ÑÑо ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐµÑÑÑ Ñело Ð¥ÑиÑÑово â не пÑоÑÑо гÑÐ¾Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð¼ÐµÑаÑоÑа. «РÑом-Ñо Ñила и знаÑение дела Ð¥ÑиÑÑова, ÑÑо оно не огÑаниÑиваеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ ÑолÑко ÑÑением. ЧеловеÑеÑÑÐ²Ñ Ð´Ð°Ð½Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñе Ñилх ÐÑи ÑÐ¸Ð»Ñ Ð´Ð°Ð½Ñ, пÑежде вÑего Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð² воплоÑении СÑна ÐожиÑ, ÑеловеÑеÑÑво ÑеÑнейÑим обÑазом ÑоединилоÑÑ Ñ Ðогом. РЦеÑкви и пÑодолжаеÑÑÑ Ð²Ñегда и неизменно единение Ñеловека Ñо Ð¥ÑиÑÑом». Ð ÑпоÑоб ÑÑого ÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ðº оÑобой, ÑаинÑÑвенной ÑÑоÑоне ÑеÑковной жизни: «ÐÑÑинно, иÑÑинно говоÑÑ Ð²Ð°Ð¼: еÑли не бÑдеÑе еÑÑÑ ÐлоÑи СÑна ЧеловеÑеÑкого и пиÑÑ ÐÑови Ðго, Ñо не бÑдеÑе имеÑÑ Ð² Ñебе жизни. ЯдÑÑий ÐÐ¾Ñ ÐлоÑÑ Ð¸ пиÑÑий ÐÐ¾Ñ ÐÑÐ¾Ð²Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð²ÐµÑнÑÑ, и Я воÑкÑеÑÑ ÐµÐ³Ð¾ в поÑледний денѻ (Ðоанн. 6:52-56). «Таким обÑазом, ..иÑÑÐ¸Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð° лиÑÑ Ð¿Ñи ÑеÑном пÑиÑодном или, как говоÑÑÑ, ÑеалÑном единении Ñо Ð¥ÑиÑÑом в ÑаинÑÑве ÐÐ²Ñ Ð°ÑиÑÑии, но ÑÑо единение Ñо Ð¥ÑиÑÑом ÑоздаÑÑ Ð¸ единение лÑдей дÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом, Ñо еÑÑÑ ÑоздаÑÑÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ðµ Ñело ЦеÑкви. СледоваÑелÑно, Ñ ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¿Ð¾ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ ÑÑÑеÑÑÐ²Ñ ÑеÑковна» (ÑвÑÑенномÑÑеник ÐлаÑион (ТÑоиÑкий)).
Ðо мÑÑли ÑвÑÑенномÑÑеника ÐгнаÑÐ¸Ñ ÐогоноÑÑа (II в.), подобно ÑомÑ, как Ð¥ÑиÑÑÐ¾Ñ ÐµÑÑÑ Â«Ð²Ð¾ плоÑи ÑвивÑийÑÑ Ðог», ÑоединивÑий «видимое и невидимое», Ñак и ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐµÑÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑво «плоÑÑкое и дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾ÐµÂ», невидимое и видимое. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸ Ð·ÐµÐ¼Ð½Ð°Ñ ÑÑÑÑкÑÑÑа ЦеÑкви Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð±Ð¾Ð¶ÐµÑÑвенное ÑÑÑановление и пÑинÑипиалÑно знаÑима в деле наÑего ÑпаÑениÑ. Ðо мÑÑли Ñв. оÑÑов, в Ð¥ÑиÑÑовой ЦеÑкви пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко обÑение, «вÑÑÑеÑа» лÑдей Ñ Ðогом, но и пÑеодоление, во Ð¥ÑиÑÑе и ÑеÑез Ðего, ÑазобÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»ÑдÑми. Ðо Ñловам пÑавоÑлавного пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¥Ð¥ в. С.Ð.ФÑделÑ, «ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐµÑÑÑ Ð¿Ñеодоление одиноÑеÑÑва».
ÐиÑÑо не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼ÐµÑаÑÑ Ð·ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð¹ ЦеÑкви бÑÑÑ Ñелом Ð¥ÑиÑÑовÑм, единÑм «богоÑеловеÑеÑким оÑганизмом», в Ñом ÑиÑле, не могÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼ÐµÑаÑÑ Ð¸ видимÑе неÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑеÑковном Ñеле, оÑибки и пÑеÑÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑковнÑÑ Ð»Ñдей. Св. оÑÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑ Ð¦ÐµÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко «коÑаблем ÑпаÑениÑ», но и леÑебниÑей, ее пÑизвание как Ñаз и ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Â«Ð²ÑаÑеваÑÑ ÑеловеÑеÑкие гÑÐµÑ Ð¸Â». Ðднако Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñеловек оÑÑÑил ÑмÑÑл ÑеÑковной жизни, в нем должна бÑÑÑ Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ Ð¸ÑкоÑка Â«Ð¶Ð°Ð¶Ð´Ñ Ðога». Ðез Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾ ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÐогÑ, Ðго лÑбви и пÑавде, внимаÑелÑноÑÑи к Ñвоей дÑÑе вÑе вопÑоÑÑ Ð¾ ЦеÑкви оÑÑанÑÑÑÑ ÑолÑко вопÑоÑами.
Ð.Ð. УлиÑÑев