Официальный сайт Донской духовной семинарии - высшего духовного учебного заведения.
 

Овчаренко Д. Миссионер в современном мире

Диана ОвчаренкоДоклад на IV Рождественских чтениях в г. Таганроге

Главная цель миссионера — обращать людей ко Господу Иисусу Христу, привлекая их в Его святую Православную Церковь. Но к этой задаче можно подходить по-разному, и от подхода во многом зависит успех или неуспех дела. Знакомя людей с христианством, нужно очень гибко подходить к каждому конкретному человеку, помня, что готовых рецептов в миссионерстве не бывает. Миссионеру всегда надо помнить слова святого апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых» (1 Кор. 9: 20-22). Приводя человека в Церковь, важно иметь в виду, что каждый человек, как бы он не жил, кем бы не был, ищет в жизни счастья и любви. Миссионеру надо помочь ему найти их в Боге.

Первый вопрос, с которым сталкивается миссионер — нужна ли миссионерская проповедь в России, «ведь мы и так православная страна». Это заблуждение. Россия – страна не православная. Ей еще только предстоит стать таковой. Скорее можно согласиться с горьким для нас утверждением протестантских миссионеров, которые заявляют, что Россия страна языческая и наше население нуждается в евангелизации, как какие-нибудь папуасы. Да, 70% наших сограждан крещеные. Но сколько их ходит в храм? Многие из тех, кто часто заходит в храм поставить свечку или купается на источнике в праздник Крещения, относятся к этому по-язычески, ожидая только исцелений, или каких-нибудь благ. Даже те христиане, кто искренне верят и постоянно бывают на службах (а таких людей очень мало), иногда в своих убеждениях отклоняются в серьезные ереси, даже не подозревая об этом.

Еще есть мнение, что миссия не нужна, потому что «кого надо, Господь Сам приведет в Церковь». Но это также заблуждение. Достаточно вспомнить слова величайшего миссионера – святого апостола Павла: «Как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14). Поэтому все мы должны быть миссионерами в меру своих сил, в первую очередь, для ближних своих. Но нельзя бездумно кидаться проповедовать, вынуждая людей шарахаться от верующего, как от какого-нибудь сектанта. Можно условно разделить людей на несколько категорий, к каждой из которых нужен особый миссионерский подход. Вот некоторые из них:

1. Атеисты по воспитанию. Это, в основном, взрослые или пожилые люди, выросшие в советское время и имеющие представления о вере, почерпнутые еще из школьных советских учебников, где вся логика аргументов строилась на фразе «Гагарин в космос летал, а Бога не видел». Есть и молодежь, которая унаследовала такие взгляды из семейного воспитания. Они не верят в мистику вообще, но реально произошедшее чудо, которое они не смогут отрицать, способно перевернуть их жизнь.

2. Средняя масса. Это обычные, воспитанные телевизором люди, которые читают журнал «НЛО», смотрят «исторические» передачи по РЕН-ТВ, мистический телеканал и т.д. Они верят в инопланетян, гороскопы, в фен-шуй и в то, что «что-то такое там есть», даже в то, что загробная жизнь возможна. Они с удовольствием послушают и о христианстве, но на скорое обращение рассчитывать, как правило, не приходится. Зато, на этих людей оказывает сильное впечатление личный пример верующего человека.

3. Потомственные иноверцы. Это люди, выросшие в семьях, исповедующих другие религии или относящихся к другой конфессии, которые обычно также мало знают о своей вере, как и наши крещеные «православные». Для них придерживаться семейной религиозной традиции важнее, чем искренний поиск веры. Эти люди часто инстинктивно отказываются от бесед, чувствуя, что миссионер может разрушить их хрупкую веру в свою религию, как правило, поддерживающуюся просто воспитанием.

4. Сектанты, или убежденные иноверцы. К этой же категории можно отнести и оккультистов, и людей, одинаково готовых практиковать любую религию. Эти люди с удовольствием вступают в споры, в надежде обратить миссионера в свою веру. Как правило, они хорошо подкованы в Священном Писании, знают кое-что из христианской истории, догматики. Сектанты часто специально обучены некоторым штампам, которыми легко побеждают в споре недостаточно подготовленных миссионеров. С ними можно качественно дискутировать, только если хорошо знаешь историю Церкви, текстологию Священного Писания, Библейскую критику, историю религий, религиоведение и сектоведение, литургику, философию, психологию и многое другое. Но для миссионера очень полезны такие беседы в качестве стимула к обучению.

Есть, конечно, и другие категории людей, а многие люди относятся сразу к нескольким категориям. Многое зависит от культурного уровня и образования человека, которые надо учитывать в беседах с ним и стараться говорить на привычном ему языке.

Какие же средства проповеди доступны миссионеру в наше время? Все возможные, и в первую очередь, современные средства: телевидение, интернет, музыка. Все люди сейчас смотрят телевизор, с интересом читают форумы и блоги в интернете. И на основе мнения каких-нибудь «писак», поднаторевших в раскрутке жареных тем, или высказываний новых «пророков» от блогосферы, они формируют свои собственные убеждения. Слово, усиленное средствами интернета и ТВ, — это мощное средство воздействия на сознание и мироощущение целых обществ. И для нас было бы ошибкой не использовать эти прекрасные возможности для проповеди.

Однако на этом пути есть одна проблема, все более остро встающая перед миссионером, да и перед христианином вообще. Эта вытеснение христианских тем с наиболее популярных интернетовских площадок общения. Также это касается печатных изданий, радио, телевидения. В чем суть проблемы? Приведу один пример. На одном студенческом радио было запланировано начать выпускать пятиминутные православные молодежные программы. Простые ответы на те вопросы, которые в основном интересуют молодежь. Но руководство радио отказало в такой программе, несмотря на предварительную договоренность. Как причину озвучили давление мусульманства. Нам было сказано: «Мы сейчас вам выделим пять минут в неделю, и тут же к нам придут мусульмане и потребуют себе такую же пятиминутку. И мы не сможем им отказать, потому что вам мы это разрешили». Такая же ситуация была в одной светской городской газете, в которой отказались печатать православные статьи, испугавшись, что к ним придут сектанты и потребуют предоставить им также место для проповеди. В интернет-журнале, в котором публикуются ответы на всевозможные вопросы, с удовольствием печатают ответы на вопросы, как обустроить комнату по фен-шуй и сколько денег надо класть под полотенце, когда крестишь ребенка в храме, но отказались публиковать ответ на вопрос, зачем человеку нужно креститься. И так во всем. Налицо тенденция вытеснения православных со своими темами на специализированные православные ресурсы и программы. Чем чревата эта ситуация? Да тем, что мы будем очень ограничены в проповеди. Если так пойдет далее, то очень скоро мы будем проповедовать только в своих православных форумах, телепередачах, журналах. Беда же в том, что православные каналы смотрят люди, уже обратившиеся. А те, кто нуждается в беседе миссионера, как раз на православные порталы не ходят. Поэтому, на мой взгляд, мы должны очень ценить пока еще существующую возможность проповедовать в таких светских местах, как сеть «ВКонтакте», «Одноклассники», телеканал «Дон-ТР», и во всех других светских форумах, где нам пока еще не затыкают рот.

В этом смысле очень полезно участвовать в комментариях к новостным записям в интернете. Здесь возможность для проповеди нам подбрасывают те самые люди, которые пытаются очернить Церковь, веру, Патриарха и т.д. Они сами выводят религиозную тему на обсуждение, привлекают множество людей «жареными» фактами, и в комментариях разворачивается оживленная дискуссия. Вот в рамках этой дискуссии миссионер и может «разгребать» завалы невежества нашего современного общества в религиозной сфере.

Особо надо сказать о проповеди с помощью современной музыки. Мне кажется, что это одно из немногих средств миссии, которое доходит прямо до сердца слушателей. Песню невозможно перегрузить догматическими тонкостями, в песне всегда затрагивается очень жизненная ситуация, близкая многим слушателям. И если эту ситуацию рассмотреть с евангельской точки зрения, да еще и выразить понятными словами, положенными на запоминающуюся мелодию, то результат будет очень ощутимый. Музыка – средство универсальное, воздействующее на всех людей. Одни любят один стиль, другие – другой. Но, наверное, нет человека, кто вообще бы не слушал хоть какую-нибудь музыку. Поэтому я приветствую появление, скажем, православного рэпа и рока. Это действенное средство проповеди для молодых. Православную песню пока еще можно свободно загрузить на популярный файловый сервер или в соц. сеть, и она донесет Христово учение до множества слушателей.

К таким же доходчивым средствам проповеди относятся и другие искусства — живопись, кино, танец, и т. д.

Но не надо забывать и о таком весьма простом средстве, как доверительная беседа. В жизни постоянно встречаются ситуации, когда в общем разговоре уместно вставить несколько слов, обращающих мысли аудитории к Богу, к вечной жизни, к добру, или, хотя бы, к нравственности. Тут важно тонко различать, кому и что можно сказать. Обычно, бывает достаточно одной фразы в разговоре, чтобы закинуть «якорь», который через какое-то время пробудит в душе человека в интерес к Православию. Например, при беседе в очереди к врачу, можно упомянуть о чудесной помощи освященного масла или помощи от чудотворной иконы, чтобы некоторые люди захотели узнать об этом больше. Самое главное, рассказывать о том, что действительно поразило самого миссионера, что зацепило его за душу, запомнилось навсегда. Тогда это ощущение чуда передастся и слушающим людям.

И наконец, самая действенная и безотказная проповедь – пример собственной жизни. Можно быть уверенным, что поступок человека, который вызвал скорую замерзающему в лютый мороз пьяному человеку, а пока машина ехала, не побрезговал растирать ему руки и ноги своими руками, останется навсегда в сознании досужих зевак как пример истинного христианства. Особенно, если этот христианин перекрестится хотя бы один раз, чтобы засвидетельствовать свою веру.

Однако чисто рассудочный подход к делу миссии не приводит к успеху. Хочу привести пример неудачного миссионерства. Один подкованный в догматике человек присутствовал при умирании от рака молодого кришнаита. Кришнаит был сыном его друга. Парень этот был очень неплохих душевных качеств, искренне религиозный, терпеливый, умный, добрый. К тому же, он был крещеный еще в детстве. Но в своих религиозных поисках он заблудился, промахнулся мимо Церкви и попал в общину кришнаитов. И вот он умирал от рака. До его смерти оставалось еще сколько дней. И его отец пригласил своего богословски подкованного друга беседовать с ним, чтобы обратить сына к Церкви. С умирающим начались долгие беседы о догматических тонкостях двух учений, о спасении в Церкви, о религиозных традициях вообще. Но как ни бился этот богослов, молодой кришнаит не считал убедительными его слова. Тогда, как последний свой аргумент, богослов привел такой довод: «Ты же русский, а русские все православные. Это индусы могут быть кришнаитами, а ты будь как твои предки». Однако для этого молодого сектанта искренние религиозные убеждения оказались важнее, чем приверженность национальной или семейной традиции. И вот буквально на следующий день кришнаит умер, перед смертью категорически сделав выбор в пользу своих кришнаитских убеждений. После его смерти в дом пришли кришнаиты из его общины и провели над телом свой предпохоронный обряд.

Почему такое могло произойти, какая же ошибка была сделана проповедником? И я склоняюсь к выводу о том, что эта ошибка – отсутствие любви к тому человеку, которому проповедуешь. Основная ошибка в том, что мы, миссионерствуя, пытаемся «сражаться» с тем человеком, с которым дискутируем. Мы пытаемся победить его своими богословскими доводами, «запинать» его в дальний угол своими знаниями, наивно надеясь, что человек после этого радостно примет христианство и станет нашим единомышленником. Однако все наши богословские победы приводят только к тому, что человек, чувствуя себя униженным, только еще дальше отходит от Церкви, уже не на уровне сознания, а на уровне подсознания связывая ощущение собственной униженности и проигрыша с православным христианством. Мы всегда должны помнить, что в каждом человеке живет гордость, а особенно в тех, кто далек от Христова учения. Поэтому, одерживая над таким человеком интеллектуальную победу, мы ущемляем его гордость и самолюбие, и он инстинктивно отталкивает то, что принесло ему боль, а именно, как он считает, христианство и Православие. После этого при слове «Церковь» у человека появляется реакция отторжения, потому что он имел опыт унизительного проигрыша в споре с верующим.

В интернете, вступая в словесные перепалки с троллями, нападающими на Церковь, мне приходилось слышать такие упреки: «Все они – верующие — считают себя лучше нас. Они такие заносчивые, агрессивные, с ними общаться невозможно. Они белоручки, считают себя святыми, а мы, типа, грязные, грешные, плохие. А сами, вон что творят, — попы на мерседесах ездят и деньги зарабатывают, а считают себя лучше нас». Я считаю, что во многом такие упреки — последствия именно такого неумелого миссионерствования «от ума», а не от сердца. Это плоды умничания, которое несет в себе превосходство, осуждение того человека, с которым говоришь, восприятие его как врага, с которым надо бороться, а не как драгоценной для Господа заблудшей овцы. И ни в коем случае нельзя считать того, с кем говоришь, глупее себя! Такая надменность отталкивает человека от миссионера и заодно от Церкви и от Христа.

Поэтому какие бы не использовались средства для проповеди, надо всегда считать себя ниже того человека, с которым говоришь, и держать в уме слова одного святого: «Побеждай все любовью».

Еще один вопрос – должен ли миссионер быть подготовлен, иметь специальные знания? Я считаю, что обязательно надо учиться. Сама проповедь, общение, с сектантами, общение с агрессивными атеистами, с просто начитавшимися злобных антицерковных статей людьми вынуждают многое знать, чтобы отвечать им. Если же знаний не хватает, нужно постараться миролюбиво закончить спор, посоветовав обратиться за разъяснениями к более компетентному человеку.

В заключение хочу подчеркнуть, что миссионер – это не какой-то особый редкий образец, имеющийся в нашей Церкви. Каждому из нас доступно миссионерство на своем уровне — от серьезных богословских бесед до молчаливой проповеди с помощью крестного знамения. Миссионером должен быть любой православный христианин, просто надо быть всегда начеку, надо не упускать возможность рассказать о Христе и Церкви, если она представится. Но говорить перед неверующими или иноверцами надо кратко, кротко и со смирением, стараясь не насиловать свободную волю людей и не оскорблять их теперешних убеждений. Об этом нас предупредил в своем послании святой апостол Петр:» [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). И снова хочу напомнить слова, как мне кажется, могущие стать девизом миссионера: «Побеждай все любовью».

Диана Овчаренко, руководитель медиацентра ДДС,

выпускающий редактор журнала «Семинарист»