Официальный сайт Донской духовной семинарии - высшего духовного учебного заведения.
 

Свящ. А. Усатов. Модель организации оглашения на городском приходе.

800х500

 

Доклад на секционном заседании XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Оглашение и предвенчальная катехизация».

 

Говоря о системе оглашения в условиях города, необходимо отметить особенности существования городского прихода и условий жизни горожан.

1. Количество храмов

Существование единственного сельского храма вынуждает сельчан посещать конкретный приход и принимать правила подготовки ко Крещению. Если в городе существует несколько приходов, то у невоцерковленных прихожан появляется выбор при определении храма, в котором примет крещение их младенец или же сам взрослый человек.

Это обстоятельство имеет свои плюсы и минусы.

Если в городских приходах отличаются требования к продолжительности и серьезности организации оглашения, то у прихожан появляется соблазн выбрать храм, где требований меньше, а срок подготовки короче.

С другой стороны, существование выбора между городскими приходами может подвигнуть настоятеля организовать по-настоящему качественную систему оглашения. И опыт показывает, что если на городском приходе оглашению уделяется достойное внимание, если беседы проходят в подготовленном помещении, если в оглашении принимает участие настоятель или штатный клирик, если катехизатор общается с приходящими люди на понятном языке, доступно излагая церковное учение, то оглашенные и родители крещаемых детей будут воспринимать эти подготовительные беседы как проявление заботы и уважения, а не как тягостную и лишнюю обузу. В таком случае вопреки всем пессимистическим ожиданиям количество желающих принять Крещение или покрестить своих детей на таком приходе не уменьшается, а даже растет.

2. Ритм жизни современного города

Большинство жителей города имеют весьма ограниченное время на посещение подготовительных бесед пред Крещением. Они не только жестко ограничены временем пребывания на работе, но и наличием пробок в дороге.

Все это необходимо учитывать настоятелю при организации огласительных бесед в будние дни в вечернее время.

3. Культурный уровень прихожан

При организации оглашения в условиях города необходимо учитывать высокий образовательный ценз горожан. Это накладывает определенную ответственность на священника или катехизатора, которые призваны соответствовать своим прихожанам в культурном и интеллектуальном смысле.

Доступность интернет-технологий для горожан дает возможность проведения дистанционного оглашения, например, с помощью Skype или интернет-форума.

4. Количество желающих принять Крещение

Настоятели сельских храмов утверждают, что количество крещений в их приходах в последние годы сильно уменьшилось. Особенно это касается крещения взрослых людей. Во многом это обусловлено низким количеством прихожан, приходящихся по статистике на один сельский храм.

В таком случае огласительная практика превращается в индивидуальную подготовку взрослого человека ко Крещению или же семьи крещаемого младенца.

Напротив, на один городской приход порой приходится 15000 горожан. Поэтому оглашение в городских приходах осуществляется в виде бесед с несколькими семьями крещаемых младенцев и с группой взрослых оглашенных. Это привносит свои трудности при построении доверительных отношений с участниками огласительных бесед.

5. Возможность введения штатной единицы катехизатора и проведения посткрещальной катехизации

Все крупные приходы должны иметь в своем штате катехизатора, который мог бы максимально посвятить свое время организации катехизической деятельности на приходе. Приходской катехизатор призван получить богословское образование и пройти аттестацию в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.

Однако большинство сельских приходов не могут позволить себе ведение такой штатной единицы, поэтому огласительные беседы при таких храмах зачастую проводят священники или даже не получившие необходимого образования миряне.

На городском приходе при помощи активных мирян существует возможность организовать множество просветительских, творческих, патриотических, молодежных и социальных проектов. Все это положительным образом сказывается на воцерковлении оглашенных.

Какие возникают препятствия на конкретном городском приходе в сфере организации оглашения?

Одним из принципиальных препятствий к организации качественной системы оглашения на приходе является заблуждение богословского порядка, когда провозглашается возможность абстрактного членства в Церкви (не предполагающего важность научения основам веры и приобретения опыта церковной жизни), при этом на второй и третий план отходит необходимость изменения образа жизни и мысли неофита по образу Троицы в Теле Христа (для чего требуются колоссальные временны́е и личностные затраты как людей Церкви, так и оглашенных).

И наоборот. Если человек обратился ко Христу и помнит себя до этого момента, то он не может спокойно смотреть, как люди не молятся, живут в страхе, в плену невежества, суверий и прочего духовного безумия. Такой катехизатор или священник приложит все усилия, чтобы помощь оглашенным воцерковиться и твердо встать на путь спасения.

Кроме описанного препятствия можно выделить несколько затруднений иного уровня:

1. В некоторых случаях это отсутствие четкой позиции и контроля правящего архиерея в отношении катехизической деятельности в епархии.

В таком случае требования к длительности оглашения в городских храмах сильно отличаются, что негативно сказывается на катехизическом процессе в целом.

2. Отсутствие мотивации настоятеля к введению штатной единицы катехизатора.

На таких приходах с целью экономии приходского бюджета оглашение проводят штатные клирики, которые в большинстве случаев не получили соответствующей подготовки и не аттестованы для проведения катехизической деятельности.

3. Необоснованное сведение предкрещальной катехизации к минимуму или подмена оглашения краткой беседой непосредственно перед Крещением.

Часто такое пренебрежение указаниями священноначалия обусловлено боязнью уменьшения количества Крещений на приходе.

4. Некомпетентность лиц, назначенных для осуществления приходской катехизации (отсутствие богословского образования и навыков катехизации) или даже полное отсутствие помощников настоятеля на приходе.

5. Отсутствие катехизических материалов или затруднения в размножении раздаточных материалов для оглашаемых и родителей крещаемых младенцев.

Для того, чтобы огласительная практика на конкретном городском приходе достигла приемлемого уровня, ее организация должна иметь системный характер. В общецерковном документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» прямо сказано о трех уровнях ответственности при организации этого служения: «общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области катехизической и религиозно-образовательной деятельности, осуществляет правящий архиерей. На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Попечение об этой работе должно быть возложено наштатного приходского катехизатора»1.

В настоящее время период подготовки к Крещению для молодежи с 14 лет и взрослых может составлять один месяц2. В это время оглашенным необходимо рекомендовать регулярно посещать специальные беседы для готовящихся принять Крещение, читать Евангелие и книги, разъясняющие основы христианской веры (например, «Закон Божий»), обретать опыт личной молитвы, посильно участвовать в литургической и церковно-общинной жизни прихода.

Огласительные беседы могут проходить в форме групповых занятий или индивидуальных бесед.

В первом случае оглашенные собираются в назначенное время в определенном для проведения бесед помещении и беседуют с клириком прихода или катехизатором.

Индивидуальный подход в оглашении возможен на приходах, где функционирует полноценная катехизическая служба и духовно опытные прихожане готовы лично курировать (сопровождать) вхождение человека в церковную жизнь. В таком случае после первоначальной встречи со священником оглашенный общается с представителем катехизаторской службы прихода в индивидуальном порядке (согласуя с ним время проведения бесед), а в конце подготовительного курса участвует в исповедально-доверительной беседе со священником. Впоследствии указанный представитель катехизаторской службы сможет помогать христианину воцерковляться и после Крещения.

Подобный результат достигается в тех городских приходах, где, например, первую и последнюю огласительную беседу проводит дежурный священник. Он же принимает участие в совершении исповедально-доверительной беседы с взрослым оглашенным.

Оптимальный режим встреч с оглашенными на групповых занятиях – одна беседа в неделю. Готовящийся ко Крещению человек должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть необходимую литературу и жизненно откликнуться на призывы Церкви.

Возможны несколько вариантов организации огласительных бесед: в будние дни и на выходных.

Первый вариант предусматривает проведение курса огласительных бесед в следующем порядке: первая беседа проходит в понедельник вечером, вторая – во вторник 2-й недели, третья – в среду 3-й недели, и последняя – в четверг 4-й недели. Такая организация бесед позволяет начинать новый курс оглашения каждую неделю (в понедельник).

Второй вариант больше подходит для катехизаторов и оглашенных, работающих в будние дни. Четыре беседы в таком случае проводят по субботам или воскресеньям. Однако новый цикл бесед при такой схеме начинается один раз в месяц (при условии проведения катехизатором одного занятия в день).

Продолжительность одной беседы не должна превышать астрономического часа, так как усвоить большой объем новой информации для большинства слушателей будет проблематично.

Количество огласительных бесед должно определяться настоятелем прихода и учитывать степень подготовленности оглашенного к вхождению в Церковь, а также территориальные и прочие особенности приходов: «в каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью»3.

При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования: необходимо провести не менее двух огласительных беседоб основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей.

Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке4.

Деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство5. При этом очень желательно, чтобы в огласительном процессе приняли участие как священник, так и миряне.

Далекие от Церкви люди могут смущаться при виде священнослужителя. Для них своеобразным проводником могут стать катехизаторы-миряне. Для другой категории людей, напротив, наиболее авторитетными в Церкви учителями являются священнослужители. Кроме того, церковная жизнь немыслима без участия в Таинствах и духовничества. Поэтому постепенное знакомство и общение со священниками обязательно для взрослых оглашенных уже на этапе приготовления к Крещению.

Огласительные беседы не могут считаться самодостаточной формой катехизации на городском приходе. Оглашенные должны иметь возможность прохождения послекрещальной катехизации, что позволит им сохранять связь с приходом и после принятия Таинства Крещения и стать постоянными прихожанинами.

Среди форм послекрещальной катехизации, которые могут быть организованы при городском приходе, можно выделить следующие:

– индивидуальные или групповые тайноводственные беседы (например, встречи с новокрещенными за чаем);

– организация паломнических поездок;

– катехизические курсы или беседы (занятия в воскресной школе для взрослых, евангельские чтения),

– приглашение к участию в социальных и просветительских проектах прихода.
____________________________________________________________________________
1 «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/1909451.html
2 Святитель Иоанн Златоуст упоминал о тридцати днях оглашения (Слово огласительное 1, 4)
3 «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/1909451.html
4 Там же
5 Там же