СкаÑаÑÑ ÑÑаÑÑÑ.
Ðоклад на ÑекÑионном заÑедании  XXI ÐеждÑнаÑоднÑÑ Ð Ð¾Ð¶Ð´ÐµÑÑвенÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑÑ ÑÑений «ÐÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ñкой каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ â деÑÑелÑноÑÑÑ, подгоÑовка, аÑÑеÑÑаÑиÑ».
ÐзложеннÑе в данной ÑабоÑе наблÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ ÑвилиÑÑ ÑезÑлÑÑаÑом оÑмÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÑÑа девÑÑилеÑнего пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑом оглаÑиÑелÑнÑÑ Ð¸ каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð±ÐµÑед в ÐаÑедÑалÑном ÑобоÑе и инÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð°Ñ Ð³. РоÑÑова-на-ÐонÑ, пÑÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° кÑÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑов пÑи ÐонÑкой ÐÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ ÑеминаÑии, а Ñакже изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð² моÑковÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ донÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑов.
Ð ÑÑаÑÑе Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ñ Ð¾ÑÑиÑаÑелÑнÑе пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из ÑамÑÑ Ð³Ð»ÑбиннÑÑ Ð¸ дÑÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ ÑоÑм ÑеловеÑеÑкого обÑÐµÐ½Ð¸Ñ â вÑÑÑеÑи Ñади наÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÐµÑе и пеÑедаÑи Ñелигиозного опÑÑа Ð¾Ñ ÑеÑдÑа к ÑеÑдÑÑ. ÐÐ¾Ð»Ñ Ð¸ ÑазоÑаÑование обÑÑнÑÑ Ð»Ñдей, поделивÑÐ¸Ñ ÑÑ Ñвоими впеÑаÑлениÑми Ð¾Ñ ÐºÐ°ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð±ÐµÑед, обÑение Ñ Ð±ÑдÑÑими и пÑакÑикÑÑÑими каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑами â вÑÑ ÑÑо побÑдило авÑоÑа оÑмÑÑлиÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑй опÑÑ ÐºÐ°ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°Ñии и пÑедоÑÑеÑеÑÑ Ð¾Ñ Ð¸Ñкажений в ÑÑом ÑеÑковном ÑлÑжении.
ÐÑиведеннÑе здеÑÑ ÑезиÑÑ Ñанее бÑли Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð² книге авÑоÑа «ÐглаÑение на ÑовÑеменном ÑÑапе», полÑÑивÑей гÑÐ¸Ñ Â«Ð ÐµÐºÐ¾Ð¼ÐµÐ½Ð´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¾Â» в ÐÑделе Ñелигиозного обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°Ñии Ð ÑÑÑкой ÐÑавоÑлавной ЦеÑкви и изданной в 2103 годÑ.
Ðак видиÑÑÑ, ÑаÑÑмаÑÑиваемÑе нами оÑибки бÑваÑÑ Ð¾Ð±ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑиÑинами богоÑловÑкого Ñ Ð°ÑакÑеÑа, когда каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑавилÑно Ñебе пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ñ ÑклеÑÑиологии и пÑÑÑ ÑпаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловека, оÑÑÑÑÑÑвием навÑков воплоÑаÑÑ Ð²ÑÑокие иÑÑÐ¸Ð½Ñ ÐÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ñ Ð½Ð° пÑакÑике, а Ñакже же оÑобенноÑÑÑми дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñамого каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑа, инÑми Ñловами, его гÑÐµÑ Ð°Ð¼Ð¸.
ÐÑинÑипиалÑной богоÑловÑкой оÑибкой, оÑноÑÑÑейÑÑ Ðº Ñеме каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°Ñии, ÑвлÑеÑÑÑ Ñбеждение, бÑдÑо пÑиÑоединение к ЦеÑкви и Ñама пÑинадлежноÑÑÑ Ñеловека к ЦеÑкви пÑоÑвлÑеÑÑÑ ÑоÑмалÑно и без лиÑнÑÑ ÑÑилий Ñамого Ñеловека. Ð Ñаком ÑлÑÑае Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾Ð± «абÑÑÑакÑном Ñ ÑиÑÑианÑÑве», к коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ñеловек пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑÑ Ð² ÑÐ¸Ð»Ñ ÑовеÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¢Ð°Ð¸Ð½ÑÑва ÐÑеÑениÑ. ÐонÑÑно, ÑÑо ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¿Ð°Ñадигма не подÑазÑÐ¼ÐµÐ²Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи наÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловека, его лиÑного подвига и пÑиобÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑомÑ, ÑÑо Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð·Ñваем опÑÑом дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ и ÑеÑковной жизни.
ÐÑидеÑживаÑÑиеÑÑ ÑÑой мÑÑли лÑди не видÑÑ ÑмÑÑла в каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°Ñии и вÑÑÑеÑки пÑепÑÑÑÑвÑÑÑ ÐµÐµ оÑÑÑеÑÑвлениÑ. СÑÑемление кÑеÑÑиÑÑ Ð²ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑд они ÑаÑÑо пÑикÑÑваÑÑ Ð¶Ð°Ð»Ð¾ÑÑÑÑ Ðº лÑдÑм (на Ñамом деле ÑÑо ÑавнодÑÑие к ÑÑаÑÑи конкÑеÑного Ñеловека в земной жизни и в ÐеÑноÑÑи).
ÐÑивеÑженÑÑ Ð¿ÑоÑивоположного Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð° видÑÑ Ð² каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°Ñии ÑÑÐ½Ð´Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ воÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑиÑÑианина по ÑÑÑпенÑм дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ леÑÑниÑÑ. ÐоÑÑкÑеÑалÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ°ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑÑеÑÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ñи Ñаком видении поÑÑоÑнно и во вÑÐµÑ ÑоÑÐ¼Ð°Ñ ÑеÑковной жизни.
ÐÑли Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑной пÑавоÑлавной обÑÐ¸Ð½Ñ ÑоÑмиÑÑеÑÑÑ Ð²Ð¾ÐºÑÑг ÐÐ²Ñ Ð°ÑиÑÑиÑеÑкой ЧаÑи, еÑли пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¶Ð°Ð½Ðµ лÑбÑÑ Ð±Ð¾Ð³Ð¾ÑлÑжение и обÑаÑаÑÑÑÑ Ðº ÐÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº к Ðниге Ðизни, еÑли богоÑловие Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑÑÑ Ð°Ñ ÑÑ Ð¾Ð»Ð°ÑÑика, а ÑиÑÑемаÑиÑеÑкое изложение законов дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ жизни, Ñо и Ñеловек, ÑÑаÑÑвÑÑÑий в подгоÑовиÑелÑнÑÑ Ð±ÐµÑÐµÐ´Ð°Ñ Ð¿ÐµÑед ТаинÑÑвом ÐÑеÑениÑ, бÑÐ´ÐµÑ ÑÑвÑÑвоваÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑимоÑÑÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°ÑеннÑÑ Ð°ÑпекÑов ÑеÑковной жизни и ÑÑÑемиÑÑÑÑ Ð¿ÑиобÑиÑÑÑÑ Ðº ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð· Ð½Ð¸Ñ .
РзнаÑиÑелÑной ÑÑепени оÑознание важноÑÑи каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°Ñии на пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ðµ ÑвÑзано Ñ ÑÑовнем дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ жизни и ÑобÑÑвеннÑм оÑноÑением наÑÑоÑÑелÑ, клиÑиков и акÑивнÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¶Ð°Ð½ пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð° к ÑеÑковнÑм ТаинÑÑвам. ÐÑли они позволÑÑÑ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑеннÑм или ÑодиÑелÑм кÑеÑаемого младенÑа лиÑÑ ÑоÑмалÑно и «Ñади галоÑки» гоÑовиÑÑÑÑ Ðº ÑÑаÑÑÐ¸Ñ Ð² ТаинÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¦ÐµÑкви, Ñо, по вÑей видимоÑÑи, и ÑÐ²Ð¾Ñ Ð»Ð¸ÑнÑÑ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¾Ð½Ð¸ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑоÑмалÑнÑÑ Ð¿ÑинадлежноÑÑÑ Ðº ЦеÑкви.
Такие лÑди, ÑкоÑее вÑего, Ñами не ÑÑаÑÑвовали в каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð¸Ñии и не ÑеÑÑезно оÑноÑÑÑÑÑ Ðº Ñайне ÑпаÑениÑ. ÐÐ´ÐµÑ Ð°Ð±ÑÑÑакÑной пÑинадлежноÑÑи к ЦеÑкви не позволÑÐµÑ Ð¸Ð¼ пÑоÑÑвÑÑвоваÑÑ ÑÑ Ð¸ÑÑинÑ, ÑÑо в лÑбом ТаинÑÑве благодаÑÑ ÐÐ¾Ð¶Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ пÑоÑвеÑÐ°ÐµÑ Ð´ÑÑÑ Ð²ÐµÑÑÑÑего и покаÑвÑегоÑÑ Ñеловека, или же опалÑеÑ, еÑли ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ гоÑов ÐµÑ Ð¿ÑинÑÑÑ.
ÐÑи пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð² пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð·Ð°ÑÑÑднÑÑÑ Ð²ÑÑ Ð¾Ð´ оглаÑиÑелÑной пÑакÑики в ÑеÑковной ÑÑеде на пÑинÑипиалÑно иной ÑÑовенÑ.
ÐÑоме Ñказанной пÑинÑипиалÑной пÑоблемÑ, к оÑибкам каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑов можно оÑнеÑÑи некоÑоÑÑе заблÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑкого Ñ Ð°ÑакÑеÑа.
1. Ðодмена воÑеÑÐºÐ¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÑней ÑеÑковноÑÑÑÑ (ÑоÑнÑм иÑполнением ÑеÑковнÑÑ Ñинов и обÑÑдов)1.
Ð ÑÑом ÑлÑÑае каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñобно ÑаÑÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑеннÑм о важноÑÑи оÑвÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑлиÑей на ÐаÑÑ Ñ, а Ñакже поÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑковнÑÑ Ð±Ð¾Ð³Ð¾ÑлÑжений, не ÑаÑкÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð±ÑдиÑелÑнÑÑ Ð¼Ð¾Ñивов, а Ñакже ÑмалÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑÑдноÑÑÑ ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²ÐµÑÑ Ñеловека в ÐоплоÑивÑегоÑÑ Ðога, а вовÑе не подменÑÐµÑ Ð²Ð½ÑÑÑеннее внеÑним.
2. Ðодмена Ñ ÑиÑÑианÑкой нÑавÑÑвенноÑÑи внеÑней аÑкеÑикой, Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ Ð¸Ð· нее «бÑемена ÑÑжелÑе и неÑдобоноÑимÑе, и Ð²Ð¾Ð·Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ [Ð¸Ñ ] на плеÑи лÑдÑм» (ÐÑ. 23:4)2.
ÐоÑой каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¸Ñне озабоÑÐµÐ½Ñ Ð¸Ð´ÐµÐµÐ¹ доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑеннÑми вÑÑокого аÑкеÑиÑеÑкого ÑÑовнÑ, Ñади Ñего им пÑеждевÑеменно навÑзÑваеÑÑÑ, напÑимеÑ, пÑакÑика ÑÑÑÐ¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑов или ÑÑгÑбого ÑÑпÑÑжеÑкого воздеÑжаниÑ.
ÐеоÑиÑÑкий импÑлÑÑ, поÑой, позволÑÐµÑ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ñакие непоÑилÑнÑе подвиги. Ðднако Ñ ÑеÑением вÑемени Ñ ÑиÑÑианин Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе Ñ Ð½ÐµÑазÑмно взÑÑÑми ÑÑжкими бÑеменами подвигов оÑÑавиÑÑ Ð¸ ÑÐ°Ð¼Ñ Ð¦ÐµÑковÑ. «ÐÑо ÑолкÑеÑ, – пиÑÐµÑ Ð¿ÑеподобнÑй Симеон ÐовÑй ÐогоÑлов, – о поÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ ÑÑепенÑÑ ÑовеÑÑенÑÑва Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð½Ð°ÑалÑнÑÑ , и оÑобенно более ленивÑÑ Ð¸Ð· Ð½Ð¸Ñ , ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко не пÑинеÑÐµÑ Ð¸Ð¼ полÑзÑ, но еÑе ÑделаеÑ, ÑÑо они возвÑаÑÑÑÑÑ Ð²ÑпÑÑÑ».
ÐаÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ помниÑÑ, ÑÑо Ñ ÑиÑÑианÑкие подвиги â ÑÑо не геÑойÑÑво, а кÑопоÑливÑй и ÑмиÑеннÑй ÑÑÑд.
ÐÑоÑеÑÑ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ возÑаÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾ÑиÑа ÑдаÑно опиÑал пÑоÑоиеÑей ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐлÑин: «Человек как поÑка: еÑли попÑобÑеÑÑ ÐµÑ ÑазвеÑнÑÑÑ ÑанÑÑе вÑемени, Ñо погÑбиÑÑ, а пÑÐ¸Ð´ÐµÑ Ð²ÑемÑ, она ÑаÑкÑоеÑÑÑ. Так и ÑеÑдÑе ÑеловеÑеÑкое».
ÐаÑÑавлÑÑ Ð½ÐµÐ¾ÑиÑа, вÑегда Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑÑиÑÑваÑÑ ÐµÐ³Ð¾ дÑÑевное ÑоÑÑоÑние, ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ возÑаÑÑа и поÑÑигаÑÑ ÑÑ Ð¼ÐµÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð¾Ð² и добÑодеÑели, коÑоÑÑÑ Ð¾Ð½ ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½ÐµÑÑи: «ÐÑо пÑежде надлежаÑего вÑемени пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð»ÑдÑм вÑÑокое ÑÑение, ÑÐ¾Ñ Ð¸ в Ñвое вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ Ð½Ð°Ð¹Ð´ÐµÑ Ð¸Ñ ÑпоÑобнÑми ÑледоваÑÑ ÐµÐ¼Ñ, навÑегда Ñделав Ð¸Ñ Ð±ÐµÑполезнÑми» (ÑвÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ðоанн ÐлаÑоÑÑÑ).
3. ÐÑедÑÑавление гÑÐµÑ Ð° как набоÑа поÑÑÑпков и обÑÑдовÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑений.
ÐÑа оÑибка Ñакже ÑвÑзана Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑавилÑнÑм воÑпÑиÑÑием гÑÐµÑ Ð° и пÑÑи ÑпаÑениÑ. ÐÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾ÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð¾Ð± одном пеÑалÑном ÑлÑÑае из оглаÑиÑелÑной пÑакÑики, когда единÑÑвенное занÑÑие пÑед ÐÑеÑением каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÑвÑÑил ÑаÑÑÐºÐ°Ð·Ñ Ð¾ недопÑÑÑимоÑÑи ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñобаки в доме Ñ ÑиÑÑианина, а Ñакже запÑеÑÑ Ð½Ð° поÑеÑение женÑиной Ñ Ñама в «женÑкие дни».
4. ÐÑÑиÑаÑелÑнÑй Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ Ð¿Ñоповеди (ÑÑÑановка «вÑÑ Ð½ÐµÐ»ÑзÑ»).
ÐÑли каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð² ÑиÑÑаÑии внÑÑÑеннего Ñазлада, еÑли он ÑазоÑаÑован в Ñамой возможноÑÑи Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоей жизни ÑвеÑом Ð¥ÑиÑÑовой благодаÑи, Ñо и Ñвоим ÑÑеникам он пеÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑнÑй векÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾ÑеÑковлениÑ.
Ðак Ð±Ñ ÐºÐ°Ð¿Ð¸ÑÑлиÑÑÑ Ð¿ÐµÑед Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑÑ Ð¿ÑеобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸, Ñакой гоÑе-каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ ÑÑаÑаеÑÑÑ Ð¾Ð³ÑадиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð¿ÐµÑнÑÑ Ð¾Ñ Ð²ÑÑÑеÑÐºÐ¸Ñ Â«Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑей» и иÑкÑÑений миÑа Ñего, ÑÑебÑÑ Ð¾ÑÑеÑÑ ÑакÑиÑеÑки вÑÑ, ÑвÑзÑваÑÑее оглаÑенного Ñ ÑеалÑной жизнÑÑ: Ñелевидение, мÑзÑкÑ, ÑÑение ÑвеÑÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³, обÑение Ñ Ð½ÐµÑеÑковнÑми лÑдÑми и Ñ.д.
5. ÐаÑегоÑиÑноÑÑÑ Ð¸ ÑÑезмеÑнÑй либеÑализм.
ÐеопÑÑнÑе в дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼ плане лÑди заÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´ÑÑ ÑÑап (иногда на нÑм надолго «заÑÑÑеваÑÑ» даже каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑÑ) «ÑевноÑÑи не по ÑазÑмÑ» (Рим.10:2). ÐÑо пÑÑÑ ÑигоÑизма – ÑÑÑогого пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿ÑинÑипов в поведении и мÑÑли, иÑклÑÑаÑÑего какие-либо компÑомиÑÑÑ, ÑÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿ÑинÑипов, и пÑÑиÑанÑÑва – ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑем доÑÑигаÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»Ñного ÑезÑлÑÑаÑа. Ðо даже ÑÑÑемÑÑимÑÑ Ðº доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»Ð° лÑдÑм ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ, ÑÑо «без меÑÑ Ð¾Ð±ÑаÑаеÑÑÑ Ð²Ð¾ вÑед даже поÑиÑаемое пÑекÑаÑнÑм» (ÑвÑÑиÑÐµÐ»Ñ ÐаÑилий Ðеликий).
ÐибеÑализм лиÑÑ Ð½Ð° пеÑвÑй взглÑд вÑглÑÐ´Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº пÑоÑивоположноÑÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¸Ñней каÑегоÑиÑноÑÑи. ÐÐµÐ´Ñ Ð² Ð¾Ð±Ð¾Ð¸Ñ ÑлÑÑаÑÑ Ð¸Ñ ÑÑоÑонники вÑÑвлÑÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð²Ð½ÐµÑнÑÑ, половинÑаÑÑÑ Ð¿ÑинадлежноÑÑÑ Ð¦ÐµÑкви.
ÐÑли каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ ÑвеÑен в возможноÑÑи пÑеобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловека под влиÑнием благодаÑи Ðожией, он Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ÑÑÑÑ ÑÐ½Ð¸Ð¶Ð°ÐµÑ Â«Ð¿Ð»Ð°Ð½ÐºÑ ÑÑебований» Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð½ÑÑ Ð»Ñдей. Такой Ñеловек не Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ ÑиÑÑианина, не веÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾-наÑÑоÑÑÐµÐ¼Ñ Ð² обÑаз Ðожий в Ñеловеке и в возможноÑÑÑ Ð¿ÑÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÑÐµÑ Ð°.
6. ФоÑмалÑнÑй оÑказ допÑÑÑиÑÑ Ñеловека к ÐÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ· ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð¿ÑеодолеÑÑ ÑложивÑиеÑÑ Ð¿ÑепÑÑÑÑÐ²Ð¸Ñ Ðº пÑинÑÑÐ¸Ñ ÑÑого ТаинÑÑва.
СÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ð³Ð¾ÑовноÑÑи оглаÑенного к ÑÑаÑÑÐ¸Ñ Ð² ТаинÑÑве в некоÑоÑÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð²ÐµÑÑма низкаÑ. ÐÐ¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÑÑо, некоÑоÑÑе каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑо ÑеÑпеливой помоÑи в пÑеодолении возникÑÐ¸Ñ Ð¿ÑепÑÑÑÑвий пÑоÑÑо оÑказÑваÑÑ Ð² допÑÑке к ÐÑеÑениÑ.
Ð Ñаком ÑлÑÑае обÑение далекого Ð¾Ñ ÑеÑковнÑÑ Ñеалий Ñеловека Ñ ÐºÐ°ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑом обоÑаÑиваеÑÑÑ Ð½Ðµ полÑзой, а оÑевиднÑм дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñм вÑедом. ÐÑвеÑженнÑй оглаÑеннÑй обижаеÑÑÑ Ð½Ð° каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑа, а вмеÑÑе Ñ Ð½Ð¸Ð¼, заÑаÑÑÑÑ, на вÑÑ ÐÑавоÑлавнÑÑ Ð¦ÐµÑковÑ.
ÐÑли в пÑоÑеÑÑе оглаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ ÑÑолкнÑлÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑеодолимÑми, как ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ð¶ÐµÑÑÑ, пÑепÑÑÑÑвиÑми к ТаинÑÑÐ²Ñ ÐÑеÑениÑ, он обÑзан пеÑедаÑÑ Â«ÑÑÑаÑеÑÑ» оглаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²ÐµÐ½ÑÑÐ²Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð°.
ÐÑедложение оÑложиÑÑ ÑовеÑÑение ТаинÑÑва ÐÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ вÑемени оÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñеловеком подлинного ÑмÑÑла ÑÑого ТаинÑÑва3 Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÑвлено ÑвÑÑенником ÑолÑко поÑле Ñого, как им бÑдÑÑ Ð¸ÑÑеÑÐ¿Ð°Ð½Ñ Ð²Ñе возможнÑе ÑпоÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐµÑ Ð¸Ð»Ð¸ инÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð»Ñждений, ÑзÑÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑедÑаÑÑÑдков или гÑÐµÑ Ð¾Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ð¹ оглаÑенного. Такое ÑеÑение Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑеÑпеливо и Ñ Ð»ÑбовÑÑ Ð´Ð¾Ð½ÐµÑÑи до некÑеÑеного Ñеловека, поÑÑнÑÑ Ð¿ÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð½ÐµÐ²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑи его ÑÑаÑÑÐ¸Ñ Ð² ТаинÑÑве ÐÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² наÑÑоÑÑий моменÑ, а Ñакже пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð´Ð°Ð»ÑнейÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð² подгоÑовке к ÐÑеÑениÑ.
РоÑибкам ÑÑеÑÑего Ñода оÑноÑÑÑÑÑ Ñе, в коÑоÑÑÑ ÑеловеÑеÑкое «Я» каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑа ÑÑезвÑÑайно вÑпÑÑиваеÑÑÑ. ÐÑо пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑаÑÑей гоÑдоÑÑи и ÑÑеÑлавиÑ.
1. СÑÑемление каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑа «пÑивÑзаÑÑ» оглаÑаемÑÑ Ðº Ñебе вмеÑÑо ÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ пÑÑи ко Ð¥ÑиÑÑÑ.
Ð Ñаком ÑлÑÑае ÑамолÑбование и ÑÑеÑлавие каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑа пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð² ÑÑÑемлении «блеÑнÑÑÑ» Ñвоими познаниÑми. Такие законоÑÑиÑели «ÑвеÑÐµÐ½Ñ Ð¾ Ñебе, ÑÑо [ÑвлÑÑÑÑÑ] пÑÑеводиÑелем ÑлепÑÑ , ÑвеÑом Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð²Ð¾ ÑÑме, наÑÑавником невежд, ÑÑиÑелем младенÑев, Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð² законе обÑÐ°Ð·ÐµÑ Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ иÑÑинÑ» (Рим.2:17-20). ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑеннÑм они ÑÑаÑаÑÑÑÑ Ð´Ð°ÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ, ÑÑо вне Ð¸Ñ ÐºÑÑга обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñледним бÑÐ´ÐµÑ Ð²ÐµÑÑма ÑÑÑдно или даже невозможно найÑи пÑÑÑ ÑпаÑениÑ. Такие каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑÑ Ñевниво запÑеÑаÑÑ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑеннÑм ÑиÑаÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸ дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿Ñоповедников и обÑаÑаÑÑÑÑ Ðº опÑÑÑ Ð¸Ð½ÑÑ ÐºÐ°ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑов.
2. Ðодмена каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°Ñии паÑÑÑÑÑÑвом4 (попÑÑка каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑа-миÑÑнина иÑполнÑÑÑ ÑÑнкÑии паÑÑÑÑÑ-ÑвÑÑенника).
ÐÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑеннÑм оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ñак назÑваемого «ÐоÑалÑного каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð¸Ñа», некоÑоÑÑе каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑÑ, поÑой незамеÑно Ð´Ð»Ñ ÑебÑ, наÑинаÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑоваÑÑÑÑ Ð¸Ñ Ð³ÑÐµÑ Ð¾Ð²Ð½Ñм пÑоÑлÑм. Ðногда они пÑÑмо пÑедлагаÑÑ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑаÑÑказаÑÑ Ð¿Ñо Ñвои гÑÐµÑ Ð¾Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ, надеÑÑÑ Ð´Ð°ÑÑ ÑовеÑÑ Ð² ÑложивÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑÐ²Ð°Ñ .
ÐеÑомненно, иÑкÑенний Ñеловек во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾ÑовиÑелÑной беÑÐµÐ´Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑкÑÑваÑÑ Ð¿ÐµÑед каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑом-миÑÑнином Ñвой жизненнÑй пÑÑÑ. Ðо каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°ÑÑ Ð¾Ñ Ð»Ñдей Ñакой оÑкÑÑÑоÑÑи, и Ñж, Ñем более, ÑÑебоваÑÑ Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð³ÑÐµÑ Ð¾Ð². ÐаÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑÑ Ð½Ðµ ÑледÑÐµÑ Ð´Ð°Ð²Ð°ÑÑ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑаемÑм ÑовеÑÑ Ð¿Ð¾ ÑазÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑемейнÑÑ Ð¸ инÑÑ Ð³Ð»Ñбоко лиÑнÑÑ ÑиÑÑаÑий, пÑедоÑÑавив ÑÑо ÑвÑÑенникÑ-паÑÑÑÑÑ.
3. СÑÑемление к «подÑÑÑаиваниÑ» каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑа под ÑлÑÑаÑелей5, заиÑкивание, ÑÑезмеÑное ÑпÑоÑение ÐÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ñ Ð¸ его ÑедÑкÑÐ¸Ñ Ð´Ð¾ ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑеннÑÑ .
«ÐевеÑие» в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑÑеников, в Ð¸Ñ ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð½ÑÑÑÑÑ Ð´Ð¾ ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð²ÑÑокой планки ÑовеÑÑенÑÑва Ñ ÑиÑÑианÑкой мÑÑли и жизни, а Ñакже боÑÐ·Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑеннÑми поÑой пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑа говоÑиÑÑ Ñгодное Ñвоим ÑлÑÑаÑелÑм, «лÑÑÑиÑÑ [Ð¸Ñ ] ÑлÑÑ Ñ» (2 Тим. 4:3).
ÐеÑомненно, ÑÑо ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑÑÑÑпÑивоÑÑÑ ÐºÐ°ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑа ознаÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ð»Ð¸ его подвеÑженноÑÑÑ ÑÑÑаÑÑи ÑÑеÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ñ Ð¸ гÑÐµÑ Ñ ÑеловекоÑгодиÑ, либо ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ñизнаком внÑÑÑенней догмаÑиÑеÑкой беÑпÑинÑипноÑÑи.
4. ÐÑевÑаÑение беÑÐµÐ´Ñ Ð² монолог каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑоÑа
Ðаже во вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°Ñии поÑой пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð¾ÑÑÑÑÑÑвие Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»ÑдÑми. ÐаÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ бÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко знаÑоком богоÑловÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ и Ñ Ð¾ÑоÑим оÑаÑоÑом. Ðо вÑÐµÐ¼Ñ Ð±ÐµÑÐµÐ´Ñ ÐºÑоме пеÑедаÑи веÑоÑÑиÑелÑной инÑоÑмаÑии он пÑизван молиÑвенно вÑлÑÑиваÑÑÑÑ Ð² опÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð½Ð°ÑалÑного Ñеловека, даÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²ÑÑказаÑÑÑÑ Ð¸ оÑкÑÑÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð´ÑÑÑ. ÐногокÑаÑно пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾ÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð¾ÑзÑÐ²Ñ Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑеннÑÑ Ð¾ «дÑÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ Ð±ÐµÑÐµÐ´Ð°Ñ Â», во вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð¸Ð¼ бÑло ÑÑÑдно вÑÑавиÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñлово в пÑÐ¾Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾ÑÑиÑелÑ. ÐеÑалÑно, когда каÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð°ÑÐ¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑвÑÑенноÑлÑжиÑÐµÐ»Ñ Ð²Ð¾ÑпÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ñвое ÑлÑжение как ÑпоÑоб ÑамовÑÑажениÑ, как Ð±Ñ Ð·Ð°Ð±ÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾ пÑиÑедÑем Ñеловеке и пÑевÑаÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð±Ñение Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð½Ð°ÑалÑнÑми в Ñвой монолог.
ÐамеÑÐ°Ñ Ð² Ñвоей каÑеÑ
изиÑеÑкой деÑÑелÑноÑÑи пÑоÑвление ÑказаннÑÑ
оÑибок, каÑеÑ
изаÑоÑÑ ÑледÑÐµÑ Ð¿ÑилагаÑÑ Ð¾ÑобÑе дÑÑ
овнÑе ÑÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ñ
пÑеодолениÑ, пÑизÑÐ²Ð°Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ ÐожиÑ, молÑÑÑ Ð¾ ÑвоиÑ
подопеÑнÑÑ
(оглаÑеннÑÑ
) и обÑаÑаÑÑÑ Ð·Ð° ÑовеÑом к ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð´ÑÑ
овникÑ.
______________________________
1 ÐеÑÑ (ÐеÑеÑинов), игÑмен. ÐÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾ÑеÑковлениÑ. â Ð.: ЦенÑÑ Ð¿ÑавоÑлавной книги, 2008. С. 97, 111
2 Там же. С. 97, 127
3 «РÑелигиозно-обÑазоваÑелÑном и каÑеÑ
изиÑеÑком ÑлÑжении в Ð ÑÑÑкой ÐÑавоÑлавной ЦеÑкви». URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/1909451.html
4 ÐиÑÑиологиÑ: УÑебное поÑобие. â ÐелгоÑод: Ðзд-во ÐелгоÑодÑкой ÐÑавоÑлавной ÐÑÑ
овной ÑеминаÑии (Ñ Ð¼Ð¸ÑÑионеÑÑкой напÑавленноÑÑÑÑ), 2009. С. 352
5 Там же. С. 348-350